Эротическая комедия Продолжительность: 87 Англия - Франция - Испания 1998 Режиссер: Б. Скит Продюсер: Й. Бенсон Сценарий: Б. Скит (по роману К. Шайн "Племянница Рамо") В ролях: П. Поузи, Дж. Нортэм, Э. Макговерн, Г. Честер, Б. Шилдс, К. Бернсен, П. Брюэль Музыка: Дж. Ширман и группа "Сен Этьен" Оператор: Р. Уиндинг
25.07.2002
'Племянник Рамо' - классическая дерзкая сатира Дени Дидро. Переписанная на постмодернистский лад ХХ века женщиной, она сделалась похожей не столько на крамольный текст любимого корреспондента Екатерины II, сколько на похождения нимфоманки Эммануэль, во всяком случае - на экране. Вполне вероятно, что это ход сознательный. Равно совершенно очевиден и другой прототип комедии - популярнейший в те же 70-е фильм Ф. де Брока 'Великолепный' с Жаном-Полем Бельмондо.
Соль в следующем: популярная писательница, сочинительница любовных романов, на рубеже сорокалетия работает над книгой об эротических похождениях в антураже XVIII века. Ее героиня удачлива во всем, в том числе она осваивает науку любви так же легко, как легко меняет и учителей своих (от заезжего философа до чуть ли не замковых конюхов), так сказать, уже вполне в духе какого-нибудь Ретифа. Сама же писательница, очень, кстати говоря, симпатичная дама, никак не может изменить мужу. Словом, то, что не получается у автора, осуществляют за него его герои. Когда же писательнице удается добиться желаемого, особой радости оно ей не приносит. Дама возвращается к мужу (тоже планировавшему погулять - и с тем же результатом), как бы демонстрируя зрителю на своем примере: пространства виртуальные и реальные - вещи несовместные и малосопоставимые.
В жизни не бывает ни садовских жюльетт, ни арсановских эммануэлей, ни флеминговских джеймсбондов, галантные замки в реальности превращаются в убогие монастыри, экзотические красотки становятся вялыми закомплексованными безгрудыми тетками, а крутые плейбои преображаются в нерешительных плешивых буржуа, которые, может, и не прочь поразвлечься, да не за свой счет.
И все-таки не хлебом единым... Без Дидро и Сада, Бельмондо и Эммануэль, без воображения, без фантазий, без книг и кино, без этого фильма и без его вставной постмодернистской истории a la Diderot - какой же унылой, скучной, безрадостной и бездарной была бы наша с вами реальная жизнь!