Историческая мелодрама Продолжительность: 180 США 2001 Режиссер: М. Бэй Продюсер: Дж. Брукхаймер Сценарий: Р. Уоллес В ролях: Б. Аффлек, Дж. Хартнетт, К. Бейкинсейл, К. Гудинг-мл., Т. Сайзлар, Дж. Войт, Мако, А. Болдуин Музыка: Х. Зиммер Оператор: Дж. Шварцман
25.07.2002
1. Этот трехчасовой монстр с полной справедливостью мог бы называться 'Титаник-2', поскольку жанрово практически повторяет соединение элементов мелодрамы, фильма-катастрофы и трагедии. В основе же в обоих случаях прежде всего мелодрама. Иным видением, вероятно, голливудские продюсеры просто не обладают.
Сюжет сводится как обычно к борьбе хорошего с лучшим. Дело происходит в Перл-Харборе, на Гавайях, где располагается военная база США. Пилот-ас крепко дружит с молодым летчиком и обучает его профессиональному мастерству. Проходя медкомиссию, он влюбляется в хорошенькую медичку. Их роман прерывается Второй мировой, и американец уезжает воевать с немцами в британском небе. В первом же бою его подбитый самолет падает в море, и в Штаты приходит извещение о гибели летчика. Его ученик в свою очередь влюбляется в изо всех сил ждущую погибшего девушку и в конце-концов добивается успеха. Тем временем ас, спасенный французскими рыбаками, возвращается домой. Его подруга беременна от его друга.
Японцы громят Пёрл-Харбор, практически стирая базу с лица земли. Лишь два американских самолета дают отпор агрессорам. Их пилотируют, естественно, друзья-соперники. Общая жена летчиков в это время безуспешно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых. Далее президент Рузвельт вместе со спецами из ВМФ замысливает дерзкую операцию по бомбежке Токио. Осуществлять ее предстоит в числе прочих смельчаков нашим героям. Отбомбившись, они вынуждены приземляться в Китае, часть которого уже оккупирована Японией. В перестрелке с врагом 'младший муж' погибает, старший возвращается, чтобы любить жену и ее ребенка от младшего.
Вторая половина фильма, представляющая собой почти целиком батальное полотно, сделана действительно мастерски, хотя в эпизодах воздушных боев изрядно напоминает мультипликацию из 'Звездных войн'. Что же касается первой половины и финальной части ленты, она, увы, банальна, плоска, слащава и к тому же плохо разыграна актерами средней руки, умеющими разве что длинно целоваться перед камерой, но никак не играть драму. Да, по сути, никакой драмы на экране и нет. Но в реальности-то она была...
В. Распопин.
2. 22 июня 1941 г.: Брест, "...в списках не значился";
8 декабря 1941 г.: Пирл Нарбор, Дэни и Райвл.
Я не кинокритик, я зритель, зритель воспитанный в 70-х... Зритель,
который всей душой ВЕРИЛ СВОЕЙ СТРАНЕ. Я и сейчас ей ВЕРЮ!!! Или хочу ей
верить.
Хочу!
8 декабря погибло 3000 человек, и "спасибо"... или что там в этих
случаях надо говорить... Общество, которое мы привыкли видеть
"балбесами, воспитанными на комиксах", не стесняется сказать о
национальном позоре, трагедии - вслух, снимает об этих событиях фильм!
Мелодрама? Да, два мальчика любят одну девушку... Да пусть себе
любят!.. Смысл этого фильма совсем в другом!
22 июня 1941 года. Мы знаем, сколько тогда погибло? МЫ знаем? НЕТ!
Мы знаем, сколько погибло во ВСЕЙ войне? НЕТ!!!
Мы знаем, сколько погибло в Бресте? НЕТ!!!
Мы знаем про одного, того, что "в списках не значился".
А нам это надо?
НАДО! Я верю, я уверен, я его жизнь (мысли, устремления, да просто
его самого) пытался понять, когда играл эту роль в любительском
спектакле. И я благодарен, что эта фраза - НАЧАЛО ВОЙНЫ - у моего
поколения вызывает одинаковую реакцию.
Да какой войны?! СЕГОДНЯШНИЕ ДЕТИ О НЕЙ ЧТО НИБУДЬ ЗНАЮТ?
А НАДО ИМ О НЕЙ ЗНАТЬ?
Я согласен с режиссером: главное - не событие (это для нас она -
Великая и Отечественная, для нас - СОБЫТИЕ, - мы так воспитаны), а то,
как себя проявили при этом ПРОСТЫЕ ЛЮДИ. А ведь проявили!
Согласитесь, сумели авторы фильма задеть за живое человека, который
верил в торжество коммунизма, когда, исполняя роль того, кто "в списках
не значился", полностью отдавался ПАТЕТИКЕ ситуации, а спустя тридцать
лет пишет эти строки!
И совершенно ни при чем здесь любовь двух мальчиков к одной девушке
(так, режиссерское решение картины). Будем считать (да простят меня
кинокритики), что просто на эту бытовую канву (о которой, кстати говоря,
мы, совковые читатели и зрители, раньше и думать не могли) положена САГА
О РОДИНЕ!
Помните: "Прежде думай о РОДИНЕ, а потом о себе"? Интересно,
кто-нибудь сейчас вспоминает эти слова?
А спросите у рядовых американцев, что сказал по подобному поводу
Кеннеди в 1961? И они не вспомнят!
Я почему-то помню - и то, и другое.
А, может быть, не надо придумывать НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ, может, надо
просто ПОПРОБОВАТЬ ПОНЯТЬ, какие идеи руководят ТВОИМ НАРОДОМ? А поняв,
постараться, чтобы эти идеи НЕ ОЧЕНЬ УЩЕМЛЯЛИ ТВОИХ ИНТЕРЕСОВ?
Я надеюсь, что сказанное посетителем сайта будет не просто
прочитано, но и обдумано. Очень надеюсь! Ведь главное не в том, кто кого
там, в фильме, любит, а в том, что страна, потерпевшая в одночасье
ОГРОМНОЕ, СТРАШНОЕ ПОРАЖЕНИЕ, не стесняется почему-то об этом говорить!
А мы всё молимся на мумию и пытаемся отыскать жемчжину там, где ее
никогда не было, нет и не может быть.
Что же до ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ фильма?.. Впрочем, надо ли что-нибудь
добавлять? Умеющий читать поймет. А я, коли придет желание, еще раз
пересмотрю, не придет - не буду.