Психологический триллер Продолжительность: 123 США 2001 Режиссер: Ш. Пенн Продюсер: М. Фицджералд, Ш. Пенн Сценарий: Дж. Крамаловский (по пьесе Ф. Дюрренматта) В ролях: Дж. Николсон, П. Кларксон, Б. дель Торо, К. Мэндилор, В. Редгрейв, М. Рурк Музыка: К. Циммер Оператор: К. Менгес
25.07.2002
Второй фильм Шона Пенна, влюбленно использующего Джека Николсона в качестве бенефицианта. В предыдущем, 'Постовом на перекрестке', он играл обычного мещанина большого города, отца девушки, погибшей под колесами автомобиля пьяного и влюбленного в нее парня, и там было хотя бы подобие партнерства актеров в мелодраматическом противостоянии. Здесь Николсон в роли деревенского пенсионера-полицейского, выслеживающего полувоображаемого маньяка - насильника и губителя маленьких девочек, можно сказать, оказывается вообще один на один с камерой. Два или три десятка актеров (в числе которых такие, например, звезды, как Ванесса Редгрейв, Сэм Шепард, или Микки Рурк) - не более чем узнаваемые статисты. А 'психологию' один, даже самый гениальный артист, даже в шекспировском 'Гамлете' (но Дюрренматт - не Шекспир, тем более не Шекспир и даже не Дюрренматт некто Крамаловский, сценарист картины) играть не может. В результате у Николсона получилась не роль, а позирование перед камерой.
Сюжета же в новой ленте практически нет, точнее, весь он мог бы уложиться от силы в 15 минут. Вот его реконструкция: в течение первого часа главный герой уходит со службы, не успев отловить маньяка, ужаснувшего северную американскую деревню насилием над ребенком и его жестоким убийством; в течение второго часа герой уезжает из своей деревни в соседнюю, где покупает (на пенсию!..) придорожную автозаправку с прилегающей к ней харчевней, знакомится с некрасивой матерью-одиночкой, привязывается к ее семилетней дочке, судорожно боится за ребенка, находясь почти постоянно во власти фантомных кошмаров; помимо сказанного, он еще регулярно терроризирует своими страхами сотрудников родного полицейского участка, меж тем как маньяк погибает в автокатастрофе. Всё.
Таким образом, нет ни роли, ни сюжета. А есть ли в таком случае фильм?
И для какой категории зрителей это двухчасовое, отменно снятое оператором Менгесом представление? Думается, даже давним и верным поклонникам Джека Николсона эта лента покажется незрелищной, не говоря уж о новом поколении, не видевшим актера в 'звездных' ролях.
Если с чем и сравнивать 'Клятву', режиссерскую работу актера Шона Пенна, то, разве что, лишь с режиссерскими работами самого Николсона, такими как 'Два Джейка', столь же длинными, скучными и совершенно пустыми.