драма Продолжительность: 134 СССР 1983 Режиссер: А. Алов, В. Наумов Продюсер: Сценарий: Ю. Бондарев, А. Алов, В. Наумов (по роману Ю. Бондарева) В ролях: Н. Белохвостикова, Б. Щербаков, В. Гостюхин, М. Голубович, А. Джигарханян Музыка: И.С. Бах, А. Вивальди и др. Оператор: В. Железняков
25.07.2002
Известный советский писатель, в прошлом фронтовик-артиллерист, в середине 70-х едет в Гамбург по приглашению богатой меценатки. Во время встречи в аэропорту он узнает в ней девушку, которую в 1945-м спас от смерти и полюбил. Однако война их свела, война же и разлучила. Спустя 30 лет чувство вспыхивает вновь, но... Противостояние социальных систем, прожитая в разных странах и с другими людьми, ставшими героям близкими, жизнь, болезни и подступающая старость... Одним словом, герои понимают невозможность счастья, и любовь оборачивается страданием и состраданием друг другу, тютчевским безнадежным 'вечерним днем'. На обратном пути, простившись с любимой навсегда, писатель умирает в самолете от сердечного приступа. Это основная линия сюжета.
Другая линия - ретроспектива воспоминаний героя о событиях 45-го года, взаимоотношениях советских солдат и офицеров, противостоянии добра и зла.
Третья линия - еще более глубинные воспоминания о раннем детстве, прошедшем на Волге, о дружбе или первой любви с той, которая, по всей видимости, олицетворяет для писателя Музу, о разломанном эпохой надводном, но сохранном на дне великой реки древнерусском православном мире.
Соединяются и объединяются все эти линии, к сожалению, не образом главного героя, как в романе, поскольку, на мой взгляд, Б. Щербаков с ролью откровенно не справился и уступил даже всегда одинаковой, посредственной и холодной актрисе Н. Белохвостиковой. Соединяются они гениальной музыкой классиков, искусно воссозданной в композиции А. Гольдштейна, и замечательной живописностью, присущей всем фильмам Наумова, но здесь какой-то совершенно особенной, надрывающей душу.
Не лучший фильм Алова и Наумова, длинный и пустоватый, 'Берег' тем не менее неплохо смотрится и сегодня, особенно сегодня, когда 'распавшаяся связь времен' сместила акценты киноискусства, как бы позабывшего о том, что главная его задача - исследование и врачевание души человеческой.