Телеспектакль по пьесе А.П. Чехова Продолжительность: 167 СССР 1976 Режиссер: Л. Хейфец Продюсер: Сценарий: В ролях: И. Смоктуновский, Р. Нифонтова, Ю. Каюров, Е. Коренева, В. Соломин Музыка: Оператор: В. Василевский
25.07.2002
'Умом Россию не понять', но не ощущать вечную, постоянную и неизбывную трагедию России русский не может. Что же за люди такие плачут и смеются, мечутся, роняя из рук чашки, имения, дружбы, любови, судьбы? Что же это за люди!..
А мы сами не плачем, смеясь, не смеемся, плача и роняя из рук семью, общественное положение, престиж гуманитарной профессии, наконец, мечту о счастье - справедливом для всех социальном строе, строительству которого принесены были в жертву миллионы человеческих жизней, миллионы таких же, как мы, миллионы нас, чеховских, горьковских, гончаровских героев?
О чем 'Вишневый сад'? О том, что одни хотят, да не могут, другие могут и не хотят, но раз могут, все равно осуществляют возможность, третьи и не могут и не хотят - и они-то как раз самые милые и самые бесполезные, а четвертые и могут и хотят: один в столицу, революцию делать, другой в Париж - шляться по кабакам да белошвейкам. И все почти совестливые да жалостливые, упаси Боже! Меж тем все, что им действительно дорого - дом родной и земля родная, Россия-страна, подумать только - какая страна, Империя! - как чашка, вываливается рук - и вот нет уж ее и не будет. А что будет? А будет 'немытая Россия', или 'кровью умытая Россия', будет эмиграция и ГУЛАГ, будут танки палить по Белому дому, а президенты после почти столетия атеистического воспитания уверять сограждан в том, что они, профессиональные партработники, кагэбэшники да фээсбэшники, оказывается, всю жизнь веруют, владыкам поклоны бьют да батюшкам исповедуются. Ложь будет, одним словом. Об этом и стучат топоры в вишневом саду 'лишних людей' русской литературы. Смерть будет, - Аннушка с бутылкой постного масла! Почему? Потому что ни иметь, ни хранить мы не умеем, умеем только потерявши плакать.
Все эти мысли всколыхнул во мне не спектакль, поставленный Хейфецом, а чеховская драматургия. А спектакль что ж, - неплохой, только этого всего нет в нем и в помине. Есть как всегда идеальный Смоктуновский, как всегда академичная Нифонтова, есть Марцевич, который может больше, чем рваться в столицу революцию делать, есть, наконец, самый лучший в последние десятилетия русский актер второго плана - Виталий Соломин, конфетка, а не Яша, та-акой стервец, что лучше и не надо, этакий Швондер будущий. Есть честное, но поверхностное прочтение Чехова, следование букве. Нет идеи, ради которой многократно заигранная пластинка заводилась бы снова, нет, следовательно, и неповторимого звучания.
И все же буква чеховская осталась, и постановщики честно читают пьесу от начала и до конца. Наше дело - услышать автора.
Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.