Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ЖИЗНЬ КАК СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

Драма
Продолжительность: 96
Польша 2000
Режиссер: К. Занусси
Продюсер:
Сценарий: К. Занусси
В ролях: З. Запасевич, К. Янда, Е. Радзивилович, Т. Бродецки
Музыка: В. Килар
Оператор: Э. Квасницкий


25.07.2002

Польский кинематограф - одно из ярчайших явлений мирового киноискусства. Имена К. Кесьлёвски, А. Вайды, Д. Ольбрыхски говорят сами за себя. Имя режиссера Кшиштофа Занусси в этом ряду далеко не последнее. Как и все польские кинематографисты, Занусси давно и прочно связан с российскими деятелями искусства и, конечно, с нашими зрителями. Он в свое время закончил ВГиК, отлично владеет русским языком и, будучи не только крупным художником, но и прекрасным человеком, по сей день имеет в нашей стране множество друзей, в том числе и среди новосибирцев. Так, например, известный преподаватель, писатель и журналист Э.Н. Горюхина не просто дружит с Занусси и пропагандирует его искусство, но еще и умудряется вывозить своих учеников в Польшу для личных встреч с маэстро.

Новый фильм польского мастера - обладатель Гран-при ММКФ 2000 г. - в чистом виде 'авторское' кино. Не просто потому что Занусси - автор сценария и режиссер. Нет, это глубоко личные философские размышления о жизни и смерти, размышления оригинального художника, то есть то, что никто, кроме Занусси, сделать бы не смог (как никто, кроме Льва Толстого, не смог бы написать 'Смерть Ивана Ильича'). Вряд ли этот фильм - художественный шедевр. Он холоден, трагичен и, если так можно выразиться, принципиально нетрогателен, то есть немелодраматичен; его умирающий от рака герой - пожилой одинокий врач с нелегким характером - не вызывает жалости и не совершает подвигов. Он на протяжении полутора часов умирает, сначала пытаясь как-то смерти противоборствовать, а затем... нет, не сдается, но философски спокойно и мудро принимает неизбежное.

Глубоко верующий католик Занусси честно размышляет о смерти сильного и умного атеиста.

Этот фильм скорее великая публицистика, нежели кинороман, но, задумаемся, много ли мы сегодня видим хорошей, тем более - великой философской публицистики?..

Впрочем, 'авторское' кино всегда было, остается и останется далеко 'не для всех', а лишь для тех, кто дорос до него и - главное - для тех, кто хочет дорасти.

Рецензия: Виктор Распопин