Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НА ДНЕ

Спектакль театра СОВРЕМЕННИК
Продолжительность: 174
СССР 1972
Режиссер: Галина Волчек, Л. Пчелкин
Продюсер:
Сценарий:
В ролях: Е. Евстигнеев, И. Кваша, А. Мягков, В. Никулин, П. Щербаков,
Музыка:
Оператор: А. Бунин


25.07.2002

Одна из лучших постановок пьесы Горького в советском театре. 'Евангелие от Луки, откомментированное Сатиным' - так можно было бы определить прочтение пьесы Галиной Волчек. Режиссер не противопоставляет этих персонажей, а скорее сопоставляет их, как бы намекая на то, что и речения Христа человечеству известны только из уст комментаторов-евангелистов. Причем оспаривается здесь и булгаковское мнение, помните из 'Мастера и Маргариты': 'Ходит, ходит один за мной, записывает. А я как-то раз прочитал и ужаснулся'? Сатин в спектакле лишь заостряет сказанное и сделанное Лукой. И это комментирование как бы подчеркивает не столько человеческую силу самого Сатина, сколько нечеловеческую силу Луки. Это подчеркнуто еще намеренным внешним противопоставлением исполнителей. 'Старичка' Луку играет очень молодой тогда, в 1972-м, Игорь Кваша, Сатина - и тогда уже совсем не молодой Евегний Евстигнеев. Лука, молодой, пышущий энергией, 'старичок' - заглавный персонаж пьесы, ее демиург. Он сказал - и ушел. А мы толкуем. А мы, оставшиеся члены ночлежки, сопоставляем себя с Ним, ушедшим. Кто как: один теряет иллюзии и с ними волю к жизни, в другом просыпается пусть маленький, но человек, третий сбрасывает с себя маску бродяги, шулера и пропойцы - и являет лицо мудреца и поэта.

Безусловно гуманистическое, а значит и антисоветское трехчасовое прочтение классики крупнейшими театральными деятелями эпохи застоя смотрится сегодня на одном дыхании и вызывает полное сочувствие. Как же смотрелось оно тогда и какие чувства порождало?

Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин