Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




МОСКВА

Драма
Продолжительность: 140
Россия
Режиссер: А. Зельдович
Продюсер: А. Готлиб
Сценарий: В. Сорокин, А. Зельдович
В ролях: И. Дапкунайте, Т. Друбич, Н. Каляканова, А. Балуев, С. Павлов
Музыка: Л. Десятников
Оператор: А. Ильховский


25.07.2002

Стопроцентый постмодерн.

Сценарист - автор знаменитых романов этого стиля.

Картина же представляет собой жанровую, стилистическую и сюжетную окрошку. Это попытка совмещения несовместимого: 'мирискусничества' начала ХХ в. и советской песни в духе 30-х-50-х; текстуального цитирования 'Трех сестер' Чехова и андеграундного триллера из жизни новых русских; 'звезды' 80-х Татьяны Друбич и модного сегодня А. Балуева...

Иными словами, это попытка сопоставить или даже приравнять чеховских героев ('лишних' людей XIX в.) и антигероев нынешних, вероятно, исходя из весьма спорной идеи о том, что ментальность за одно столетие изменить невозможно. Идея, однако, не срабатывает: между чеховскими персонажами и 'новыми русскими' - несколько поколений советской истории, те самые десять дней и семьдесят лет, 'которые потрясли мир'. Обитатели 'Трех сестер' - люди, может быть, и недееспособные, но воспитанные, верующие, порядочные. Люди среднего класса. 'Новые русские' - пена, быдло, ворьё, зато вполне деловые. Одни живут нереальными, неосуществимыми мечтами, другие - вполне реальными грязными делами и деньгами. Одни увядают от тоски по настоящей жизни, другие купаются в роскоши и подыхают в кровавой грязи, как быки на бойне.

Фильм, собственно, прежде всего и демонстрирует ошибочность самой попытки такого сравнения и уж тем более уравнивания, а во-вторых, рассказывает все-таки главным образом не о старых героях, а о новых антигероях. Грязь, бездуховность и бездушие, аморальность бытия, растленность, сцены пьянства, наркотического угара, гнусных совокуплений в общественных местах, сопровождаемые обилием площадной брани, практически выводят эту ленту из числа возможных к какой-либо положительной рекомендации, равно и за пределы искусства как такового. Провокация как она есть.

Это, по-видимому, последние всплески той грязной пены, что вынесена на поверхность исторической бурей, свидетелями которой стали россияне 90-х.

Рецензия: Виктор Распопин