Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ДАУН ХАУС

Постмодернисткая трагикомедия
Продолжительность: 80
Россия
Режиссер: Р. Качанов
Продюсер:
Сценарий: И. Охлобыстин, Р. Качанов
В ролях: Ф. Бондарчук, И. Охлобыстин, А. Букловская, Ю. Будрайтис
Музыка: Грув
Оператор: М. Мукасей


25.07.2002

Режиссер

Сценаристы: И. Охлобыстин, Р. Качанов

Композитор

Экранизации романа Ф.М. Достоевского 'Идиот' осуществлялись неоднократно, как отечественными, так и зарубежными режиссерами. Можно напомнить зрителю такие классические вариации, как постановки Ивана Пырьева (по первой части романа, с блистательным, совсем молодым Юрием Яковлевым в заглавной роли) и Акиры Куросавы (с потрясающими актерами Тосиро Мифуне в роли Рогожина и Масаюки Мори в роли Мышкина), либо ленты, созданные по более-менее отдаленным мотивам великой книги Достоевского. Шедевр такого рода снял, например, Лукино Висконти ('Рокко и его братья').

Новый фильм Романа Качанова и Ивана Охлобыстина, несмотря на почти буквальное следование сюжету романа, надо все же отнести не к числу прямых экранизаций, а к фильмам 'по мотивам', поскольку действие перенесено из Петербурга прошлого даже не в московское настоящее, а в некое, не слишком отдаленное и определенное, но все же будущее, да и герои, носящие те же, что и в романе, имена и выполняющие сходные функции, тем не менее, являют собой совсем иных людей, зачастую противоположных тем, что изображает Достоевский.

Питерские фантасмагории сменяются, таким образом, фантасмагориями общероссийскими, теми всегдашними, что 'умом не понять, аршином ... не измерить'; издевательства над человеческой душой - просто надругательством над самой человеческой жизнью. Общая же беспросветность российского бытия получает здесь, пожалуй, даже еще большую сгущенность. Самое серьезное, глубинное отступление от Достоевского - и отступление принципиальное, зафиксированное завершающим картину титром, - полное отсутствие ВЕРЫ и надежды. Убийственно циничный финал, когда отнюдь не голодающие герои съедают убитую негоциантом Рогожиным шлюху по имени Настасья Филипповна, а компьютерщик князь Мышкин просит с собой кусочек для панкующего Гани Иволгина, вообще ставит на первоисточнике жирный крест.

И тем не менее такая версия 'Идиота' не кажется возмутительной, не вызывает чувства протеста. Здесь своя, современная и талантливая, постмодернисткая и андеграундная, стёбная логика и культура, точнее цивилизация. Цивилизация социума, утерявшего всякие нравственные и культурные ориентиры, но еще не полностью утратившего память.

Рецензия: