Остросюжетная мелодрама Продолжительность: 100 США - Канада 2001 Режиссер: С. Хикс Продюсер: К. Хейзен Сценарий: У. Голдман (по роману С. Кинга) В ролях: Э. Хопкинс, А. Елчин, Х. Дэвис, Д. Морс, М. Бурем, Т. Бауэр, Д. Тэдик Музыка: М. Данна Оператор: П. Собочиньский
25.07.2002
Совсем недавно 'мистер Хоррор' Стивен Кинг публично заявил о том, что отныне прекращает писательскую деятельность, добавив, что написанного и неизданного ему хватит еще на десяток лет. Верится в это, однако, с трудом. Скорее всего, Кинг уйдет не вообще из литературы, а из жанра, чему свидетельством его последний на сегодня роман 'Сердца в Атлантиде'. В нем, разумеется, наличествует острый сюжет, но и только. Это не триллер и тем более не мистика, это - просто литература чуть выше среднего. Типично американская, слегка постмодернистская и совершенно кинговская история о самом, с его точки зрения, тяжелом периоде в жизни мужчины - отрочестве. В какой-то из более ранних вещей, кажется, в 'Теле', или, может быть, в 'Оно', Кинг формулировал излюбленную идею примерно так: взрослея, мальчик в самом прямом смысле живет 'на лезвии бритвы', и великий промысел Господень в том, что абсолютное большинство мальчиков по этому лезвию умудряется пройти и вырасти в конце концов в мужчину.
Роман, как то свойственно зрелому Кингу, объемный, достаточно многоплановый, густонаселенный. Фильм, естественно, сокращает его немилосердно, доводя до полуторачасовой лирической киноповести на темы любви, дружбы и (почти точно по Сент-Экзюпери) ответственности 'за того, кого приручил'. Основную идею можно сформулировать примерно так: в детстве самое главное - правильный выбор. А выбрать нужно того, кому подражать. Если ты от природы порядочен, честен, способен любить, твой выбор должен быть правильным. Но выбрав - ты обязан защищать ведущего тебя всеми силами и перед всеми, даже перед собственной матерью.
Сюжет картины к этому и сводится. Ребенок осуществляет верный выбор наставника, открывает для себя лики и личины бытия, овладевает наукой любить и прощать, защищать любимого и не по возрасту рано с философским терпением принимать 'удары и щелчки обидчицы судьбы'.
К числу несомненных достоинств фильма следует отнести его лаконичность (здесь несомненная заслуга сценариста У. Голдмана, сумевшего мастерски, с хирургической точностью отсечь от большого романа всё для картины лишнее, сохранив при этом и главную его тему, и психологическую достоверность персонажей, и художественную убедительность сюжетных перипетий), отсутствие голливудской слащавости при несомненной общей мелодраматичности содержания фильма и, наконец, запоминающиеся актерские работы как знаменитого Э. Хопкинса, так и юного А. Елчина, явившие зрителю своих гуманных героев с правдивостью и безыскусностью подлинного мастерства.