мистико-приключенческая мелодрама
Продолжительность: 127 Нидерланды - Дания 2001 Режиссер: Й. Краббе Продюсер: А. де Йонг Сценарий: Э. де Врис (по роману Г. Мулиша) В ролях: С. Фрай, Г. Уайз, Ф. Монтгомери, Д. Куик, Й. Краббе, Э. Филдинг и др Музыка: Х. Вринтен Оператор: Т. Биркенс
25.07.2002
Весьма любопытный полижанровый фильм из серии "смешай Господи".
Сюжет в следующем: обитателям Рая необходимо (не очень, правда, понятно
зачем) извлечь из ватиканского музея тщательно спрятанные там Моисеевы
скрижали (каменные таблички, на которых ветхозаветный пророк
зафиксировал договор с Богом, сформулированный в виде знаменитых десяти
заповедей). Отвечает за акцию молодой ангел, уже, впрочем, давно и
безуспешно пытающийся ее осуществить, для чего, оказывается, и
спровоцировал две мировые войны. Теперь, в 60-е годы ХХ века по земному
летоисчислению, контролировать его действия будут архангел Гавриил и
некая дама (то ли из католических святых, то ли - грех подумать! - сама
Богоматерь). Странные, право, эти высшие силы, - холодные и жестокие,
они ведут себя, как обитатели преисподней, для которых люди не более чем
одушевленные игрушки. Ну да ладно, не нам судить!..
Итак, для того, чтобы добыть скрижали, надобно прежде всего создать
добытчика, и не искусственного, как какого-нибудь там Голема, а
нормального человека. Этот человек, однако, должен быть сыном двух
отцов...
И действие переносится в свободный Амстердам конца 60-х, где
"случайно" встречаются два молодых гения: лингвист, расшифровавший язык
этрусков (если бы!..), и астрофизик, близко подошедший к разгадке
месторасположения во времени и пространстве Рая. Парни быстро становятся
закадычными друзьями и влюбляются в юную виолончелистку. Далее в течение
первого часа мы наблюдаем вариацию мирного "любовного треугольника" из
знаменитого фильма Франсуа Трюффо "Жюль и Джим". Помимо Трюффо, эта
история отсылает нас к многочисленным лентам о разного рода послевоенных
"левых" движениях и революциях, в том числе, например, к "Забриски
Пойнт" Микеланджело Антониони. Заканчивается она мелотрагичным исходом:
троица любовников попадает в автокатастрофу, подстроенную "высшими"
силами, и беременная на сносях виолончелистка погружается в безысходную
кому. Сына же земной троицы на наших глазах извлекают из чрева
несчастной матери с помощью кесарева сечения.
Трагикомимелодраматическая интерлюдия рассказывает о счастливом
детстве избранника небес, протекающего в своего рода маленьком раю -
богатом нидерландском поместье, в объятиях обоих отцов и моложавой
бабушки по матери, которая одновременно является пылкой любовницей
настоящего отца мальчика, о чем никто не догадывается.
Когда же будущий исполнитель высочайшей Миссии становится юношей,
ему наглядно демонстрируют мистическую связь с потусторонним,
предупреждая о ближайшей гибели близкого человека. И здесь завершается
мелодрама и начинается мистический триллер, обрывающий жизни почти всех
полюбившихся нам земных персонажей, а к финалу переходящий в
приключенческий боевик в духе "Индианы Джонса", помимо прочего
цитирующий и картины последних лет в других жанрах, например, жестокую
мелодраму Л. Маля "Ущерб". В конце-концов сыну двух отцов удается
исполнить миссию, но, кажется, не совсем так, как рассчитывали высшие
силы.
Эпилог возвращает зрителя в райские холодные залы, отдаленно
напоминающие дворец Кощея Бессмертного, где Гавриил и Мария (?)
проклинают человечество и, хлопнув дверьми, в прямом смысле посылают его
к дьяволу, а невезучий ангел, вероятно, вообразив себя новым Спасителем,
застывает в прыжке на грешную землю, подобно героям вендеровского "Неба
над Берлином".
Удивительнее всего, что сия несусветная и отнюдь не ироничная
мешанина смотрится с большим интересом. Фильм очень талантливо сделан на
всех уровнях, кроме, пожалуй, банальной идеи. По техническому решению
эта трагикомическая сказка для взрослых не уступает голливудским
блокбастерам (по крайней мере, на видео), а во всем остальном, прежде
всего в драматургии и актерской игре, превосходит их, являя собой
образец проблемно-развлекательного европейского кино эпохи, так сказать,
"развитого" постмодернизма.