Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЛЕВ ЗИМОЙ

историческая мелодрама
Продолжительность: 128
Великобритания 1968
Режиссер: А. Харви
Продюсер: М. Полл
Сценарий: Дж. Голдман (по собственной пьесе)
В ролях: П. О' Тул, К. Хепбёрн, Э. Хопкинс, Т. Далтон, Дж. Мерроу, Дж. Кастл, Н. Сток, Н. Терри и др.
Музыка: Дж. Барри
Оператор: Д. Слокомб


25.07.2002

1183 год от Р.Х., время заговоров и борьбы за английский трон между действующим королем Генрихом II Плантагенетом и тремя его сыновьями: Ричардом (будущим Львиным Сердцем), Джерри и Джоном (будущим королем Иоанном Безземельным). Кроме них, в борьбе участвуют молодой король Франции Филипп II Август и жена Генриха II Элеонора Аквитанская.

Исторически ситуация сложилась следующим образом: спустя шесть лет Генрих умер, на трон взошел Ричард и отправился вместе с Филиппом Августом в Крестовый поход. На обратном пути он попал в плен, и пока суд да дело, принц Джон с тем же Филиппом Августом практически прибрали к рукам его королевство (события подробно изложены в романе В. Скотта "Айвенго"). Однако Ричард вернулся, возвратил себе наследство, простил брата, а когда в 1199 г. умер, Джон был коронован и не слишком удачно правил страной уже как Иоанн Безземельный.

Действие пьесы Дж. Голдмана и фильма А. Харви разворачивается за шесть лет до смерти бравого короля Генриха II и рассказывает мелодраматическую по сути историю его борьбы, с одной стороны, со старой женой и молодой любовницей, с другой - с тремя без конца строящими заговоры сыновьями и французским королем.

Итак, преемника необходимо назначить, но фактически передать трон некому, ибо стареющий король умнее, талантливее, духовно и физически сильнее своих молодых сыновей. Роковую ошибку шекспировского Лира Генрих не повторяет, потому и действо в целом не имеет трагической силы и красоты.

Мелодраматическая же окраска густеет в главных сценах фильма, рассказывающих о сложных личных и политических взаимоотношениях Генриха с женой, давно отлученной им не только от ложа, но и от двора. Элеонора содержится в заключении на отдаленном острове и выпускается на волю раз в году, на праздник Рождества. Но каждую свою ежегодную "увольнительную" несгибаемая, все еще прекрасная старуха использует одновременно для попыток политического заговора и возвращения если не на трон, то хотя бы на свободу. При этом она по-прежнему любит своего Генриха, ради которого три десятка лет назад бросила первого мужа, французского герцога. Да и сам Генрих к некогда страстно любимой им женщине, матери означенных выше его сыновей и многочисленных дочерей, умнице и своего рода "железной леди" вряд ли совсем уж равнодушен. А та молодка, с кем он живет сейчас, формально принадлежит не ему, а Ричарду: сестра Филиппа Августа, она должна стать женой наследника и будущей королевой Британии. Но Генрих-то, как уже было сказано, явно интереснее среднестатистических (по фильму) сыновей...

Медленная, тягучая, не слишком насыщенная драматургически лента время от времени взрывается яркими, я бы сказал, истерическими сценами в духе Достоевского, когда герои, заигрываясь, режут друг другу всю правду-матку и позволяют зрителям вдоволь наглядеться на их малоприглядную подноготную, однако всё, что происходит, происходит как бы не всерьез. Каждый из персонажей проигрывает свою красивую, но заранее обреченную и потому как бы показную партию: Элеонора не вернет любовь Генриха - ей нечем, ему незачем; малодееспособные наследники не отберут у отца власть; любовница не станет женой. Лишь сам король сияет, мучается и страдает по-настоящему: истинный лидер изначально обречен на одиночество, истинный мудрец с годами все глубже осознает неизбежный печальный финал - крах завоеваний и преходящесть всякой созидательной политической деятельности. И мучительна, вымучена его показная веселость, когда он прощается на очередной год с женой, отправляя ее туда, откуда она накануне прибыла, ибо хоть на этот раз очередной заговор не удался, он не первый и не последний - неудачники будут продолжать свои бессмысленные и бесплодные попытки.

Средний по уровню драматургии и режиссуры этот фильм спасают великолепные актеры, более того возводят его почти в разряд классики кино, но лишь почти, поскольку даже дивное, вдохновенное мастерство ярчайшей драматической звезды Голливуда Кэтрин Хепбёрн, блистательная игра Питера О' Тула и участие таких мастеров, как Энтони Хопкинс и Тимоти Далтон (кстати, сыгравший в "Льве зимой" свою первую роль в большом кинематографе) не в состоянии заполнить зияющих пустот сценария и продуманной, оригинальной режиссерской идеи...

Впрочем, можно было бы, конечно, вспомнить о времени выхода картины на экраны - 1968-й, эпицентр молодежной эмансипации на Западе - и присочинить ей от себя направляющую тему вечного и всегда современного противостояния отцов и детей, но это было бы уж совершенной отсебятиной, поскольку в рассматриваемом фильме ничего подобного нет.

Рецензия: Виктор Распопин