Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ

триллер
Продолжительность: 140
Франция - США 2001
Режиссер: Д. Линч
Продюсер: А. Сард, М. Суини
Сценарий: Д. Линч
В ролях: Л. Хэрринг, Н. Уоттс, Ж. Серу, Э. Миллер, Д. Хедайя, С. Вулф, М. Бонд, М. Пеллегрино, Дж. Бэйтс, Б. Бриско, Р. Форстер и др.
Музыка: А.Бадаламенти
Оператор: П. Деминг


09.10.2002

Объявленный как "мистический", новый триллер Дэвида Линча, на мой взгляд, никакой мистики не содержит. Это скорее текст в духе французского "черного романа", своего рода психологический детектив по образцу романов С. Жапризо или П. Буало и Т. Нарсежака. Точнее, правда, было бы определить жанр картины не как психологический, а как психиатрический триллер, поскольку, во-первых, криминальная история, произошедшая с двумя (а может быть, только с одной) женщинами на Малхолланд Драйв, а затем на бульваре Сансет (что в Лос-Анджелесе) настолько маловразумительна, что могла быть придумана лишь шизофреником (речь не о Линче, конечно, а о его лирической героине), а, во-вторых и как бы в подтверждение первого предположения, - история не рассказана, а именно показана, и показанный мир (действительно, весьма и весьма искусно и талантливо) ТАК не может быть увиден глазами нормального человека.

И в этом, формальном, смысле фильм хорош безусловно, вполне заслуживает полученных наград МКФ, хотя, на мой взгляд, уж слишком продолжителен и к середине своей тягучестью и бессобытийностью утомляет.

Что же касается содержания (и, соответственно, главного отличия от "черных" романов мастеров французского психологического детектива), то ни понять его до конца, ни тем более пересказать здесь я, пожалуй, не сумею. Более или менее поддается пересказу лишь экспозиция: на скоростной трассе Малхолланд Драйв происходит автокатастрофа, то ли случайная, то ли заранее спланированная, в которой, кажется, должна погибнуть красавица-кинозвезда. Но погибает водитель автомобиля, за минуту до аварии наставивший на женщину пистолет. Она же, потеряв представление о реальности, кое-как добирается до чужого (или своего?) дома, в который как раз в этот момент приезжает погостить девочка из провинции, мечтающая пробиться в Голливуд.

Дальнейшее содержание картины можно увидеть и растолковать как: а) мечты провинциалки, выдумавшей запутанные и так до конца и непроясненные сюжетные перипетии, вплоть до самой автокатастрофы; б) параллельный мир, образованный раздвоенным сознанием любой из главных героинь; в) бред, возникающий в голове пережившей автокатастрофу актрисы; г) как угодно, но только не с позиции здравого смысла.

Тягучий фильм Д. Линча, как и должно быть, преисполнен явных и скрытых цитат из европейского и голливудского кино, из Феллини, Хичкока и самого Линча, искусно перемежает крупные и сверхкрупные планы в долженствующих быть глубоко психологическими эпизодами со сценами разнообразного насилия и "розовой" эротики, словом, удовлетворяет, вероятно, всем требованиям современного стильного и политкорректного кино, кроме, на мой опять-таки взгляд, одного и главного, выраженного в старом афоризме: все жанры хороши, кроме скучного.

А уж триллер-то разве может быть скучным?

Рецензия: Виктор Распопин