драма
Продолжительность: 89 Россия 2000 Режиссер: И. Сукачев Продюсер: И. Сукачев, В. Грамматиков, В. Репников Сценарий: И. Охлобыстин, И. Сукачев В ролях: М. Оамер, А.
Балуев, К. Качалина, С. Королев, С. Баталов, О. Блох-Миримская, М.
Ефремов, Н. Пастухов, В. Александров, В. Борцов, И. Сукачев и др.
Музыка: П. Тодоровского, И. Сукачева, Р. Аюпова Оператор: А. Сеченов
08.07.2002
1.
Этот превосходный фильм сделан в стилистике старого семейного
фотоальбома и рассказывает об одном счастливом дне 1941 года. 22 июня в
деревне, расположенной, по-видимому, на западных границах СССР, славная
советская семья отмечала день рождения очаровательной пятилетней дочки.
На следующий день в идиллическое приволье ворвались солдаты Вермахта и
расстреляли всех, кто был еще вчера так счастлив. Вот, в общем-то, и
весь сюжет отличной картины Игоря Сукачева и Ивана Охлобыстина.
Интересна же она, понятное дело, не перипетиями фабулы, а тем, КАК
сделана. Фильм ностальгирует по ушедшей навсегда жизни, по детству
одного из соавторов, крупнейшего нашего кинорежиссера Петра
Тодоровского, здесь выступившего в качестве автора музыкальных тем и,
вероятно, консультанта-вдохновителя И. Сукачева, чье собственное
взросление приходилось уже на послевоенные годы. Камера любуется
ожившими старыми фотографиями, проступающими из серо-голубой дымки
времен лицами, нет, ликами отцов и матерей, всем славным и родным,
круглоголовым и русым, нет, русским цветом, в корень срезанным и
поваленным Великой Отечественной на необозримые палевые луга, в тенистые
ласковые околки, в прохладные и печальные, прихотливо вьющие свои рукава
реки. Музыка то забывается в радостном, разухабистом воспоминании песен,
танцев и частушек тех лет, то, вдруг как бы опомнившись, становится
пронзительно-минорной, а к финалу перерастает в надрывный реквиемный
сукачевский вокал...
Первые две трети ленты вообще идеальны, промежуточный финал, когда
дети прижимаются к межевому столбу-идолищу, слушая стук его сердца,
потрясает настолько, что последняя часть кажется излишним эпилогом. Во
всяком случае, эпизоды, предшествующие финальному, на мой вкус,
подпорчены чересчур уж педалированной истеричностью "вошедшего в образ"
предателя Михаила Ефремова, напоминающего скорее ничтожного Ромашова в
исполнении Е. Лебедева из первой экранизации каверинских "Двух
капитанов", нежели более уместных в данном случае полицаев из повестей
Василя Быкова. Но это - мелочь, целого впечатления, в общем-то, не
портящая. Тем более, что все остальные исполнители, и дети, и взрослые,
очень хороши, а Николай Пастухов в роли старого крестьянина просто
идеален.
Особая же прелесть картины Сукачева - Охлобыстина заключается в
жанре. Это такое пронзительное признание в любви советскому кино,
сделанное в форме пастиша, или центона - назовите как угодно, всё будет
правдой. Фотографически, портретно, покадрово, поэпизодно, плавно и
любовно перелистывается альбом славы нашего кинематографа: от пырьевских
комедий из колхозной жизни 30-х годов и герасимовского "Учителя", от
военных и первых послевоенных фронтовых трагедий, от "Ивана Бровкина" и
"Иванова детства" до Шукшина, Германа и "Утомленных солнцем" Никиты
Михалкова.
Неожиданный от хорошо знакомой команды и неожиданно хороший,
глубокий, тонкий, трагедийный фильм, не посмотреть который русскому
человеку нельзя. Кто сказал, что наше кино умерло?
Виктор Распопин
2.
Нынче посмотрел кино "Праздник", срежиссированный Сукачевым... и
вот что интересно: фильм-то хороший. Хорошо смотрится, интересно: фильм
скорее троготельный, чем розовенький, душевный, но не слащавый. Хороший
и какой-то не наш. Вроде совсем советский: и жизнь деревенская в лучших
традициях "Максима Перепелицы" и прочих шедевров агиткинематографа, и
финал фильма традиционно совейский: главный герой - он на то и Герой,
чтобы жить себе, но к концу фильма благополучно умереть за Родину. В сем
есть глубокий смысл и патриотическая философия, ибо зритель, увидев
героя в первом кадре, уже знает, что в последнем тот умрет, поскольку
кино это патриотическое и с глубоким смыслом. Но "Праздник", как я уже
сказал, в то же самое время кино не наше. А уж операторская работа и
вовсе не наша - камера в движении, ракурсы необычные... Непривычно все
это как- то. А финал фильма и вовсе не наш - экшн. Тут не русским духом,
а низкопоклонством перед Западом пахнет.
Мало того, что Сукачев для съемок раздобыл настоящий немецкий
бронетранспортер, так он еще и немецких солдат экипировал как следует: и
то и другое явление для отечественного кинематографа беспрецедентно.
Уж не знаю, где Сукачев раздобыл раретет, но во всех советских
фильмах эту машину "играл" советский БТР-152, на нем рисовали белый
крест и для большей достоверности камуфлировали. Но дело тут не в
реалистичном бронетранспортере он - отлично поданная изюминка фильма,
дело как раз в подаче, и вот тут разговор особый. В каждом, ну почти в
каждом советском военном фильме (перечислять не обязательно: от
"Батальоны просят огня" до "Они сражались за Родину" - вся золотая
коллекция патриотики) есть сцена со стеной фашистских танков, которые
тевтонской свиньей прут на окоп наших бойцов, у которых всего-то
полгранаты осталось. И когда Герой перед смертью подбивает танк, все и
происходит. То есть происходит подвиг, ибо подбить танк, да в поле, да
не одинокий, а в атакующих порядках противника, да гранатой - деяние
однозначно на "Красное знамя" - как правило, посмертно. И зритель
понимает, что это подвиг - догадывается по искаженному лицу героя с
помощью интуиции, взращенной такими же фильмами. Ибо сам танк, ну убей
бог, не страшный. Камера традиционно берет крупные панораманые кадры:
вот, дескать сколько их, фашистов, по нашей земле катит, и эти самые
танки уже походят на тараканчиков, резво бегающих по коммунальной кухне.
Тараканы, конечно, тоже многих держат в страхе, но убийство их считается
не подвигом, а скорее естественной потребностью.
А взять ихний невероятно тупой военный боевик "Спасти рядового
Райна" - и танк-то всего один, но какой! Вернее, как его являют зрителю
режисер с оператором и с прочими голивудскими умельцами...
Кстати, любопытно отметить, что янки под "тигра" закамуфлировали
нашу "тридцать четверку" - весьма символично.
То же самое относительно упомянутых выше солдат. Советский режиссер
оденет всех немцев в однотипную униформу из мосфильмовской костюмерки, а
наших - в галифе с военных складов, побрызгает водичкой им под мышки,
для пота, и готово противостояние, все просто и по полочкам: зеленый в
пилотке - наш, серый в горшке - фашист, тот ахеец, сей троянец. Отсюда и
те и другие походят не на суровых воинов на просторах войны, а на стайку
старорежимных форменных гимназистов.
Но не таков хитрый Сукачев. Он, насмотревшись не то Голливуда, не
то хроники, одевает солдат типажно: по-разному, правдоподобно, эффектно:
один в полевой куртке с винтовкой, другой в камуфляже и пылевых очках,
третий в подсумках и обвешан пулеметными лентами, офицер в фуражке и
подтяжках и т.д. Правдоподобно: ведь во взводе не только автоматчики,
тут и снайпер, и радист, и пулеметный расчет. Задачи у всех разные,
соответственно и амуниция тоже. Эффектно: вид обвешенного оружием,
камуфлированного веточками создает типаж воина, не
гимназиста, а пса войны - что и требовалось показать. Таким
солдатам не обязательно поджигать украинские хаты, отбирать у
деревенской бабки последнюю свинью и растреливать председателя колхоза,
зрителю и так понятен этот типаж - ВОТ ОНИ, СУКИ-НЕМЦЫ, ПРИШЛИ ТОПТАТЬ
НАШУ РОДИНУ. И никакими "shokolade" ни маленького Генку, ни зрителя не
обманешь: суки-немцы.
Кстати это не секрет, но как начинающий художник отмечу, что как
раз такие, второстепенные, детали необходимы зрителю: чем его внимание
дольше в них копается, тем интересние.
И вот катят эти замечательные суки-немцы на своем потрясающем
бронетранспортере, а камера вокруг них прекрасно круги наворачевает...
МОЛОДЕЦ ГАРИК ИВАНОВИЧ!