лирическая комедия
Продолжительность: 102 Россия 2000 Режиссер: М. Агранович, О. Янковский Продюсер: М. Зильберман, В. Репников и др.
Сценарий: Н. Птушкина (по
собственной пьесе "Пока она умирала...") В ролях: Е. Васильева, И. Купченко, О. Янковский, Н. Щукина и др.
Музыка: В. Биберган Оператор: М. Агранович
25.06.2002
Вообще говоря, это не совсем кино, это - спектакль, снятый на
пленку с минимумом затрат материальных при максимуме эмоциональных.
Сравнить же представленное нам М. Аграновичем и О. Янковским действо Н.
Птушкиной вполне уместно с рязановской "Иронией судьбы" - и по жанру
(пограничье драмы, мелодрамы и комедии), и по тонкой, умной,
высокопрофессиональной драматургии, и по незаурядным, нет, выдающимся
актерским работам, и, главное, по доброте, по любви к человеку, - это
явления одного порядка. Разница, пожалуй, лишь в большей камерности
рецензируемой пьесы, в более откровенной ориентированности ее на
зрителя-интеллигента, что требует от аудитории любви к театру,
повышенной концентрации внимания и, кроме того, не предполагает
словесной эквилибристики, то бишь не порождает хлестких словечек и фраз,
входящих в бытовую речь и называемых потому афоризмами. Таким образом,
"народным" фильмом этой замечательной лирической комедии стать не
суждено.
А ведь в ней, тем не менее, есть все то же, что и в картине
Рязанова: история четырех одиноких сердец, несмотря на совершенно
различное социальное положение, даже на размежеванность в новой России,
стремящихся к обычному, к привычному, привитому общим советским
воспитанием и естественным человеческим стремлением семейному быту;
драма уходящей жизни нескольких хороших и не слишком счастливых людей
разных поколений; светлая печаль и тонкий юмор; глубокие, точно
прорисованные драматургом и блистательно исполненные звездами первой
величины отечественного театра и кино образы; забавная мелодраматическая
и отчасти авантюрная интрига; точно схваченные черты старого, нового и
вечного в нашей жизни; наконец, полуфилософская и полуанекдотическая
повесть об основе основ российского и советского бытия - женщине без
мужа, той, что и лошадь, и бык, и баба, и мужик, той, которой и хочется,
и не надо, потому что уже всё сама, уже втянулась, впряглась в ярмо и
вообще - себе хозяйка.
А про что ж конкретно-то картина, спросит читатель. Про то, как
однажды, под Новый год, в квартиру двух одиноких женщин, постучался
случайный гость...
Я сказал, не станет эта лента народной? Так, не станет... Но, с
другой стороны, "без меня, - как сформулировал когда-то Василий
Макарович Шукшин, чьи фильмы и рассказы давно уже стали народными, -
народ неполный". Для меня же этот фильм - навсегда.