черная комедия
Продолжительность: 75 Франция 1998 Режиссер: Ф. Озон Продюсер: О. Дельбоск,
М. Миссонье Сценарий: Ф. Озон В ролях: Э. Дандри, Ф. Мартуре, М. де Ван, А. де Ван, С.
Дидо, Л. Санчес и др.
Музыка: Э. Невё, В.А. Моцарта, А. Дворжака, Г. Малера и др. Оператор: Ж.-К. Муаро
09.10.2002
Короткая, анекдотическая, перенасыщенная эротическими и
психологическими выкрутасами, история одичания семьи французских мещан,
нечто, если можно так выразиться, "между Бунюэлем и молодежным кино".
Нахальный и беспардонный этот перечень всевозможных сексуальных
извращений от скуки и пресыщенности, предлагает, однако, подготовленному
и к тому же обладающему развитым чувством юмора взрослому зрителю не
одни лишь вариации от гривуазности до порно на темы гомосексуализма,
инцеста и худосочных оргий, но и достаточно серьезный подтекст, легко
читающийся благодаря классическим оригиналам, в изобилии цитируемым
Франсуа Озоном.
В качестве первоисточников режиссером использована не только
остросатирическая лента Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии", или
трагическая "Гибель богов" Лукино Висконти, но и центральный эпизод из
психологической драмы Ингмара Бергмана "Осенняя соната"
(транскрибированный, правда, через эстетику голливудского триллера), что
само по себе выдает благие, культурные и пропедевтические, намерения
Озона. Остается непонятным лишь одна "малость" - адресат автора
"Крысятника": потребители молодежного кино в массе своей вряд ли видели
названные фильмы 30-летней давности, старшее поколение, во всяком
случае, те, кто просто смотрит кино, как зрелище, а не прочитывает его,
как антологию цитат, скорее всего, не воспримет адекватно авторской
задумке чернушный "голый" юмор короля "другого кино". Впрочем, может
быть, я ошибаюсь, и крутой постмодернистский пастиш с припрятанным под
порнографией жалом сатиры - единственное в наши дни верное средство для
сеяния "разумного, доброго, вечного"...