ироническая пастораль Продолжительность: 92 Италия - Франция 1972 Режиссер: Марко Феррери Продюсер: Р. Далюк, А. Леви Сценарий: М. Феррери, Ж.-К. Каррьер В ролях: К. Денёв, М. Мастроянни, М. Пикколи, К. Маршан и др Музыка: Ф. Сард Оператор: М. Вульпиани
10.09.2002
Марко Феррери - самый, вероятно, главный итальянский классик в
жанре пародии. Фильмов он снял многое множество, пародировал, похоже,
всё и всех на свете - от Антониони до Скорсезе. Основной его творческий
прием - придумать (или подсмотреть) какой-нибудь социальный, а чаще
психический "бзик", и на этом "бзике" сделать картину, вытащив из него и
его носителя весь алфавит возможностей. Так, в социальной сатире
"Большая жратва" персонажи доедаются до смерти, а в иронической
мелодраме "Я тебя люблю" одноименная говорящая игрушка отчуждает героя
Кристофера Ламберта не только от всего мира, но и от самого себя.
"Бзик" Лизы, блестяще и в то же время крайне скупыми средствами
исполненной молодой (тогда, в 1972-м) холодной красавицей-блондинкой
Катрин Денёв, в том, чтобы любить бородатого художника, удалившегося от
мира и семьи на необитаемый остров, где он, вообще-то говоря, не слишком
утруждается творчеством. Любить как Пятница - Робинзона. Нет, как собака
хозяина. У художника, правда, уже есть собака, симпатичный такой
кобелек, а Пятница ему не нужна. И вообще он нормальный художник, без
таланта и без "бзиков". Но от сногсшибательной блондинки, конечно, не
отказывается. За что она утопляет его собачку и теперь в ответ на
команду "Апорт!" носит ему из воды палочку сама. Тем и преодолевает
всемирно знаменитое экзистенциальное антониониевское отчуждение. Или
разобщение. Или предпочтение одиночества. То бишь, по-гречески -
нарциссизм.
Лиза (Галатея) обнюхивает своего Пигмалиона, облизывает его, идет
вслед за ним в его семью (когда на этого типичного представителя то ли
богемы, то ли пляжно-марихуанных братств 60-х находит стих проведать
свою не первую и не последнюю мелкобуржуазную жену со чадом) и с
полнейшим равнодушием и спокойствием взирает на обалдевших хозяек в
перерывах между собачьи жадным поглощением предложенного угощения и
повиливанием "хозяину" от нерассказуемой любви аппетитной филейной
частью организма.
Основное же действие проистекает на впрямь чудном пустынном
островке (просто-таки "обретенный Рай"!), лишь изредка посещаемом вохрой
Иностранного легиона в поисках своих заблудших (точнее - сбежавших)
рядовых, коих неизменно находят и больно бьют палками (но не едят, как
каннибалы, посещавшие остров Робинзона). На сем острове стоит со времен
Второй Мировой благоустроенный бункер, где и обрел одинокое
комфортабельное пристанище художник Губа-не-дура, а невдалеке от бункера
доржавевает третьерейховский "кукурузник" с выбитыми стеклами и справно
плодоносит единственная маслина, высаженная в 44-м неким эксцентричным
немцем. Сей бош к концу действа прилетает-таки на остров и заявляет свои
бесспорные права на вкусные оливки, коими едва не единственными питались
до того художник с "собакой".
Цивилизация, таким образом, вторгается в идиллию, заставляя
Робинзона с Пятницей покинуть райский уголок - на том самом немецком
металлоломе, выкрашенном "бзикнутыми" островитянами в нежно-розовый
цвет. Правда, пропеллер у самолета так и не раскручивается, но
долженствующая летать "этажерка" с двумя пассажирами на борту - заросшим
бородой Мастроянни и его обольстительной белокурой "собакой" - мирно
укатывается под горку.
Вот такая вот мещански-богемная робинзонада в пику Микеланджело
Антониони, славному продолжателю просветителя-экзистенциалиста Даниэля
Дефо. Комедия, разумеется. Комедия изо всех сил. Потому - несмешная,
даже невеселая, хуже того - печальная. Экзистенциалист Чехов, если
помните, тоже называл свои пьесы "комедиями": "Трех сестер", там, или
"Дядю Ваню".
А кто вообще сказал, что зритель комедии обязан смеяться? Не
верьте. Комедия - вещь грустная, и "Лиза" - отменный тому пример.