Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КУТУЗОВ

Батальная драма
Продолжительность: 105
СССР 1943
Режиссер: В. Петров
Продюсер:
Сценарий: В. Соловьев
В ролях: А. Дикий, Н. Охлопков, С. Закариадзе, С. Межинский, В. Готовцев, Б. Чирков, Н. Рыжов, М. Пуговкин, В. Ершов
Музыка: Ю. Шапорин
Оператор: М. Гиндин


25.07.2002

Готовясь к неизбежной войне с Гитлером и начав в конце 30-х годов снимать историко-патриотические картины, наши кинематографисты как бы по инерции продолжали эту линию и в военные годы, но явно выдохлись, и фильм Владимира Петрова (того самого, что в 37-38-м поставил классического 'Петра Первого') 'Кутузов' являет собой образчик такого кинематографа, который на заре его существования называли 'живыми картинами'. Фильм не спасают даже два-три по-настоящему ярких эпизода, сыгранных прекрасными актерами А. Диким (Кутузов) и Н. Охлопковым (Барклай де Толли). Именно они и разыграли единственную живую драматургическую линию картины: переплетение судеб двух великих полководцев, один из которых - инородец, и потому в эпоху национального бедствия, сколь бы ни был прав, талантлив и умен, должен уступить место тому, кто плоть от плоти именно этой страны, этого народа. Впрочем, сие понятно: играло на руку Сталину, как известно, в начале войны до неприличия ошеломленному ее для него одного неожиданностью, настолько, что даже радиообращение к соотечественникам и соотечественницам он перепоручил сделать русскому Молотову. Что ж, Сталин ведь и сам среди русских был инородцем.

Вообще же говоря, лента столь слаба и ходульна, что неясно даже, почему названа именно 'Кутузов', - о самом полководце, его личности и биографии практически ничего не сказано. В основном сюжет вертится вокруг Бородина и отступления русской армии, вокруг московских пожаров и главным образом вокруг фигуры Наполеона, а с середины фильма речь вообще идет едва ли не об одних только французах: Бонапарт, его полководцы, замерзающая наполеоновская армия занимают создателей картины куда больше, чем личность российского фельдмаршала.

Можно, разумеется, списать все на время создания фильма, но от этого он, увы, лучше не станет и даже в качестве некой исторической или букинистической реликвии интереса у нового поколения зрителей не вызовет.

Может быть, для кинематографистов настало время вернуться к центральным фигурам отечественной истории и воздать им должное на современном уровне осмысления их личностей? А попутно и национальная идея очень даже может возродиться.

Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин