трагифарс Продолжительность: 114 Россия 2002 Режиссер: Иван Дыховичный Продюсер: М. Гаврилов Сценарий: В. Сорокин, И. Дыховичный (по
роману В. Сорокина) В ролях: С. Мазаев, Ю. Цурило, И. Столье,
А. Краско, Р. Медянов, А. Бабенко, А. Петлюра и др.
Музыка: А.
Батагов Оператор: В. Юсов, А. Ильховский
10.09.2002
Блестящая сатирическая трагикомедия известного отечественного
режиссера сделана в жанре пикарески, где главную роль (плута, выходящего
из всех опасных приключений побитым, но живым и обогащенным если не
золотом, то, по крайней мере, знанием, короче - сухим из воды)
исполняет... "жигуленок" первой модели с первым серийным номером. А что,
какова, в самом деле, идея Владимира Сорокина, писателя, как принято
сейчас говорить, культового, то бишь скандального? Чем "народная"
совковая машина - не герой из самой гущи народной жизни? Чем не Луций из
Апулеевых "Метаморфоз"? Тот, конечно, мог мыслить - но про себя, а из
себя издавал только громкий ослиный вопль. Так ведь и "жигуль" из себя
тоже вопли может издавать. И "сухим из воды" в конце концов выходит,
будучи выловлен уже в наше время из Москвы реки и приведен с помощью
бешеных денег нового русского в состояние, коего не имел, надо думать,
даже сходя с заводского конвейера.
Если вы помните, дорогой читатель, в "Золотом осле" гораздо больше
воплей издавалось вокруг осла, чем из него. В полном соответствии с
классическим примером, "жигуленок" тоже молчалив; лупя его, кричат за
него и за себя самих его обладатели. Коих, как полагается в плутовском
романе, многое множество. Вся Москва и - шире - весь Союз нерушимый.
Итак, персонажей в "Копейке" множество, а есть ли герои (кроме
осла-"жигуленка", конечно)? Нельзя же без героя и не считать же, в
самом-то деле, героем даже уж и не тварь бессловесную, а вовсе предмет
неодушевленный (хотя чего только эти постмодернисты не придумают)! Не
знаю, как Иван Дыховичный относится к забабахам нынешних "измов", но
герой одушевленный, хотя и почти бессловесный, в картине есть. Это
мастер Золотые руки, добросердый алкаша, которому периодически
приходится латать бедную "копейку", стократно битую и перепроданную из
одних грешных рук в другие (известно ведь, что в 70-е "народную" машину
отнюдь не каждый представитель двухсотмиллионного
политического-географического-демографического новообразования мог себе
позволить). Вот и переходит наш железный Луций от генералов к
проститукам, от "органов" к нарицательному персонажу советской
действительности Володе Высоцкому, от шулеров к физикам Новосибирского
академгородка и т.д. Покуда не возвращается, побывав на дне речном и
пройдя через руки воротилы из новых, все к тому же вечно пьяному дяде
Васе, мастеру Золотые руки, чтобы помочь тому, кто, по идее, должен был
быть его единственным хозяином, помочь, говорю, утопить в той же Москве
реке бандитов кавказской национальности, за просто так возжелавших
угробить дядю Васю. Помочь-то помогает, но, в полном соответствии с
железными законами искусства и - главное - отечественной
действительности, от пьяной, жалкой и по-настоящему трагической смерти,
последовавшей в результате банального обморожения, своего "доктора"
спасти, увы, не в силах.
Эпизод с погоней и утоплением "мерса" с седоками-бандитами
очевиднейшим образом напоминает зрителю финал шукшинской "Калины
красной", где аналогичную функцию осуществляет другой народный советский
"герой" - полевая полуторатонка. Вообще, фильм Ивана Дыховичного цитатен
насквозь, но тем самым только хорош, ибо все цитаты приведены к месту,
ненавязчивы, одновременно пародийны и ностальгичны: какова бы она ни
была, благословенная и проклятая советская жизнь, люди нашего поколения
в нее пришли изначально и прожили в ней большую часть своей жизни. В
общем-то потому и проклинают, и ностальгируют. А теперь вот дошли и
осмысления - пока художественного, то бишь эмоционального, может, даже
слишком, но не за горами и время осмысления философского...
К числу достоинств "Копейки" (а картина, повторюсь, превосходна,
сделана в хорошем темпе, "провисает" за два часа только раз и ненадолго,
в эпизоде, рассказывающем о временах горбачевской борьбы с алкоголизмом,
но, может, так и задумано - ведь и сама советская действительность к
горбачевским временам выдохлась совершенно и темп утратила
окончательно), кроме драматургии, безусловно относится и музыкальное
оформление, бешеное и хаотичное, как наша жизнь, великолепное искусство
оператора, одинаково зримо дающее общие, крупные и сверхкрупные планы,
панорамы и павильонные сцены (особенно же хороша эстетская и
одновременно содержательно оправданная, даже необходимая цветовая игра),
достаточно сдержанный по нашим временам показ, если можно так
выразиться, тотального кухонно-чуланного разврата и первоклассные
актерские работы. Мазаев просто великолепен, но и все остальные, даже и
автор сценария, пресловутый Владимир Сорокин, появляющийся в самом
начале и в самом конце картины, хороши. (Кстати говоря, "Копейка"
начинается эпизодом, показывающим не то процесс съемок, не то монтажа,
не то какого-то обсуждения отснятой части ленты. И это тоже отсылка - к
бергмановской "Персоне", которая начинается точно таким же эпизодом. Не
знаю, зачем, кроме чистого цитирования, это было нужно Дыховичному, но
получилось тоже хорошо, к месту.)
В общем, чтобы наконец закруглиться, скажу: фильм мне очень
понравился. Может, дело не в Сорокине, а в Дыховичном, но все в
"Копейке" талантливо и все - в меру. А ведь нашу-то безмерность
соразмерить - уже само по себе признак класса!