драма Продолжительность: 94 Россия 2002 Режиссер: А. Прошкин Продюсер: Ф. Попов, А. Котелевский Сценарий: А. Криницына В ролях: Я. Рощин, В. Меньшов, И. Розанова, А. Панин, Г. Сиятвинда, Ю.
Степанов и др. Музыка: В. Чекасин Оператор: Л. Ахвледиани
10.09.2002
Новый крепкий отечественный фильм режиссера Андрея Прошкина
поднимает больную и важнейшую проблему беспризорных детей.
Смышленый мальчишка из детдома зарабатывает на сигареты уличной
игрой на губной гармошке. Однажды он встречает такого же никому не
нужного щенка-овчаренка и с этой минуты обретает смысл жизни в любви,
одновременно теряя последнее подобие сколько-нибудь гарантированного
существования под крышей. Ни детдом, ни доброхоты, в чьи руки парнишка
попадает по мере своих полуголодных странствований по городам и весям
новой России, не соглашаются мириться с присутствием самолюбивой,
характерной собаки, откликающейся на вольнолюбивое имя Спартак и
признающей во всем мире одного только хозяина, носящего тоже говорящую
фамилию - Калашников.
Так они странствуют вдвоем, попадая то в комические, то в
трагикомические ситуации, по мере обнищания и оголодания утрачивая
последние надежды обрести дом, покровителя, друга, а в конечном счете и
какое-либо желание вписаться в нормальную, псу вообще незнакомую, а
пацаном почти забытую нормальную жизнь. Переходя, подобно героям
пикаресок, из рук в руки, нигде подолгу не задерживаясь, они прибиваются
к стае современных "детей подземелья", но и оттуда, где, кажется,
обрели-таки дом, вынуждены бежать, поскольку недоедающий здоровенный пес
заболел, а его хозяин, чтобы спасти друга, вынужден был украсть деньги
из общей кассы стаи.
Пытается приручить Калашникова и Спартака армейская часть, но в
конце концов тоже безуспешно, и герои вынуждены возвратиться к стае,
которая одна только и может принять их обоих, не разлучая.
Здесь их мир, человека с фамилией создателя огнестрельного оружия и
пса с именем древнеримского гладиатора, возглавившего крупнейшее в
древнем мире восстание рабов. Мир бомжей, которые не могут, да, пожалуй,
уже и не хотят возвращаться в цивилизацию, отторгающую от себя любовь,
ибо она, любовь, требовательна и совестлива, то есть принадлежит не
цивилизации, а культуре. Которой больше в "самой читающей в мире стране"
нет и в помине.
Проблема поставлена, фильм снят. Что дальше? Эпоха Макаренко и
Сороки-Росинского? Но для того, чтобы такие люди появились, для того,
чтобы были написаны "Педагогическая поэма" и "Республика ШКИД" нужен
социальный и, главное, государственный заказ. То есть нужны, простите,
общество и государство. Сегодня же ни того, ни другого не наблюдается.
Наблюдаются среди родных осин лишь стаи беспризорных и профессиональных
нищих. И - в ящике - говорящие головы так называемых отцов народа, никто
из которых "до Феликса Эдмундовича" доходить, натурально, не собирается.
- Протри машину, пацан, да смотри, стекла не поцарапай!..