военный боевик Продолжительность: 138 США 2002 Режиссер: Р. Уоллес Продюсер: Б. Дэйви, С. Маккевити, Р. Уоллес Сценарий: Р. Уоллес В ролях: М. Гибсон, М. Стоув, С. Эллиот, Г. Киннер, К. Клейн, К. Рассел, Б. Пеппер и др. Музыка: Н. Гленни Смит Оператор: Д. Семлер
10.09.2002
Разрекламированный как драма, новый боевик Р. Уоллеса, вследствие
неискоренимого голливудского принципа политкорректности во что бы то ни
стало, неприятно удивляет сочетанием жестокости и мелодраматизма. Первая
превосходит, кажется, даже убийственную спилберговскую бойню в
экспозиции "Спасения рядового Райана", от второго сводит скулы,
наверное, не только у фронтовиков, но и у любого зрителя, хотя бы
однажды видевшего серьезный военный фильм, например "Апокалипсис
сегодня" Копполы, или "Цельнометаллическую оболочку" Кубрика (не говоря
уж о наших лентах про Великую Отечественную).
Фильм, собственно, почти бессюжетен. В начале мы видим стереотипную
сусальную семейную жизнь полковника Мура (Мел Гибсон), старшего красотки
жены лет на двадцать с гаком и своим "семерым по лавкам" приходящегося
скорее навеки впавшим в сентиментальность дедушкой, нежели строгим
отцом. Далее, повоспитывав батальон новобранцев и внушив им, что негр
ничем не отличается от белого, а японец от еврея, герой слезно прощается
с супругой и во главе обреченного батальона отправляется во Вьетнам.
Все дальнейшее содержание картины, за исключением нескольких
эпизодов из жизни вдов, в сумме отнимающих у кровопролития не более
пятнадцати минут, составляет форменная бойня. Так погибает попавший в
окружение, но не сдающийся батальон, так выживает его страдающий муками
совести (мальчишки погибли, а я, старик, зачем-то выжил!) командир.
Народу полегло множество, живодерня предлагается - на все вкусы,
компьютерной графики - изобилие полное, так что иной раз ловишь себя на
мысли, что смотришь вовсе не трагедию из новейшей истории, а
компьютерную стрелялку в исполнении заматерелого профессионала
виртуальных боев.
Засим наступает черед умильного возвращения отчего-то помолодевшего
героя к красотке жене и "семерым козлятам" и финальное задумчивое
хождение "со слезами на глазах" по ухоженному кладбищу... Короче говоря,
тысяча вторая ночь с уже, кажется (после "Храброго сердца" и
"Патриота"), синонимичными Мелом и мелодрамой.
Вполне допускаю, однако, что упомянутым любителям и профессионалам
виртуальных баталий этот политкорректно-мелодраматический экзерсис на
тему американской национальной трагедии придется по вкусу. Что ж,
приятного им аппетита. У меня же, помимо оскомины на зубах, от
уоллесовско-гибсоновского боевика осталось, скорее, чувство ошарашенного
недоумения: неужели американскому зрителю это надо? Ладно, не знают они
и знать не хотят про, в общем-то, далекую от них Вторую Мировую,
принимают паточные сказочки "Врага у ворот" за истину - и Бог с ними, но
про самих-то себя, про своих дедов и прадедов, десятками тысяч
понапрасну погибавших во Вьетнаме (не за страну, как было сказано в
финале фильма, а - за неимением иной объединяющей идеи - друг за друга)
неужто ж тоже? И это все после "Апокалипсиса", "ЦМО", "Взвода",
наконец!..
Закончу, обращаясь к серьезному зрителю, так, как не заканчивал еще
ни одной рецензии: не тратьте на это мыло времени и денег. Красива
упаковка, а внутри несъедобный киндерсюрприз.