трагикомедия Продолжительность: 156 Россия 2002 Режиссер: Марк Захаров Продюсер: М. Варшавер, В. Досталь Сценарий: Григорий Горин В ролях: Сергей Фролов, Олег Янковский, Александра Захарова,
Николай Караченцов, Александр Збруев, Татьяна Кравченко, Александр
Лазарев-мл., Олеся Железняк, Людмила Артемьева, Людмила Поргина, Юрий
Колычев, Игорь Фокин и др. Музыка: С. Рудницкий Оператор: Е. Гуслинский и др
17.09.2002
Спектакль театра "Ленком" по пьесе Григория Горина.
Не знаю, можно ли назвать катарсисом мое впечатление от видеоверсии
нового захаровского спектакля... Но это именно театр, именно искусство
про всегда и про сейчас, какого нынче немного. Великолепная, злая,
смешная, умная, печальная и очень современная, цитатная пьеса, великие
актеры, лучший современный режиссер, далеко еще не сказавший всего, что
сказать имеет, грубоватая, но бьющая точно в цель музыка, бешеный ритм
действа - всё впечатляет, если не потрясает.
Единственный минус видеоверсии - плохой звук: временами трудно
расслышать, что именно говорят актеры, временами, наоборот, приходится
уменьшать громкость. "Пропавших" реплик жаль до чрезвычайности - они,
как правило, не просто смешны. Они зачастую убийственно, почти
по-гоголевски горьки, поскольку нацелены в святая святых русской души, в
ее пресловутую загадочность. К счастью то, что не услышано, можно
увидеть, прочитав горинский текст - его книги издаются.
Тем, кто не читал пьесу и не видел спектакль, коротко представлю
хотя бы завязку. Однажды светлейший князь Александр Данилович Меншиков
обнаружил у пруда купающегося молодого солдата из новейших дворян. А
служил этот солдат совершенно по-русски, то бишь по принципу "солдат
спит - служба идет". И то ли понравился Данилычу пухленький, аппетитный,
смышленый парнишка Балакирев, то ли рассмешил он его своими прибаутками,
то ли просто светлейшему взяточнику пора пришла напомнить о себе
минхерцу чем-нибудь симпатичным, только взял он солдатика на государеву
службу - в шуты гороховые. Дальнейшее - трагический балаган при дворе
Петра на этом свете и на том, сюжет которого рассказать, пожалуй,
затруднительно, ибо весь он не в действиях, а в репликах. Однако
содержания от того нисколько не убывает.
Весь наш вековой уклад, вся наша житейская и душевная суть показаны
и рассказаны шутами: хитроумным простаком Балакиревым (впервые вижу
замечательного молодого актера Сергея Фролова, и это настоящее
открытие!), его бешеными бабами (ах, как "ленкомовки" пародируют
новорусскую "аншлаговскую" пошлятину!), пьяным мудрецом Меншиковым,
трезвейшим чиновником Ягужинским, озлобленным подступающими бессилием и
небытием Петром Великим (Олегу Янковскому удался такой император, какого
мы еще никогда не видели - это сразу и парадный Петр Симонова, и
жестокий, почти безумный, распадающийся тиран Мережковского),
растерянной царицей, а в недавнем прошлом портомоей и солдатской усладой
Екатериной (на моей памяти - лучшая роль Александры Захаровой, играющей
с такой профессиональной и человеческой мощью, что позволяет вспомнить
Аллу Тарасову).
Шуты, повторюсь, все, потому что и жизнь наша вполне и всегда
шутовская. И коль так - какая разница, царь ты "по профессии" или
царский шут? Все и вся в руках злой шутихи судьбы. Или ментальности.
Впрочем, только ли мы таковы? Не вообще ли человек? Многочисленные
намеки, а то и прямые параллели с "Королем Лиром" и "Гамлетом"
предлагают (намеренно же, надо полагать) поразмышлять: так ли уж
загадочна русская душа, как принято о ней думать. К тому же склоняет и
фигура царицыного полюбовника, немца Монса. Немец-то он немец, да ведет
себя совершенно как русский светлейший. (Скажу в скобках, что впервые
вижу серьезную актерскую работу младшего Лазарева, который в этой роли и
органичен, и непривычен, и вполне достойно выглядит в окружении таких
мастеров, как Янковский или Караченцов.)
Да и какие такие особенные загадки она, русская душа, может
загадать нам, ее носителям? Всеобщее корыстолюбие и сластолюбие (в
спектакле наиболее ярко отраженные Н. Караченцовым и А. Збруевым в ролях
Меншикова и Ягужинского. Первый, впрочем, из пьяницы и вора ловчайшим и
легчайшим образом - только лишь крутанув усы - преображается - не
зеркально ль отражает? - в любимого своего "минхерца"; второй - вообще
всех, по-моему, переигравший - с феноменальной, калейдоскопической
ловкостью являет всеисторическую галерею цепных псов тиранов: от Малюты
до Берии)? Вот так загадка: нашему брату хоть в морду бей, хоть в золоте
его купай - все равно, бездельник, воровать будет: своя рубашка, знаете
ли!..
Всегдашняя наша обабленность и подкаблучность (от Петра, да какой
там от Петра - от Гороха и до "последня нонешня денечка" она у нас,
Катенька, и коня на скаку, и в избу, которую мы же по пьяни и пожгли)?
Так это ж дураку понятно: любому начальнику с женщиными проще работать:
ну что ж что полдня базарят да в магазин норовят, зато не пьют (во
всяком случае - до изумления), после работы заговоров супротив
начальства не вынашивают - некогда, семью кормить надо... Короче, если
глубоко и не вспашут, так ведь и борозды не испортят.
Неизменная наша соборность (эк все мы ловко на этом свете друг
друга ловим, топим, подсиживаем, зато и на том - всем миром друг другу в
пояс кланяемся: прости, мол, товарищ, что я тебя, сволочь такая, надысь,
пока живы были, уконтрапупил... А еще ловчее - эй, ухнем! - всем же
кагалом и подмогнем убитому нами, да, как оказалось, недобитому - а
пускай его еще там попьет-погуляет: сами не можем, так хоть за товарища
душа порадуется)? Так ведь это истинная правда, что на миру и смерть
красна, а там, на том свете, мы ведь теми же самыми Тёркиными и
останемся, какими здесь были, пьяницы и бабники, хитрованы простодырые!
Неубиваемая наша способность тридцать лет на печи лежать, а потом
вдруг сделаться Ильей, аль Левшой, поразить весь мир удалью ли, гением
ли, невесть откуда взявшимся даром Божьим (это же ж ихние там
Розенкранцы с Гильден... тьфу, не выговоришь!... стервами, что ли, на
простой дудке для принца сыграть не могут, а нам-то, Лелям-пастухам,
енто за простяк... Ну не запростяк, но коли на самом деле надо - чем я,
шут-балакирев, не козел на саксе?!.)? Так ведь все одно - в конце
сопьемся. И никакие Петры нас от этого не отучат - сами пьют, как
сапожники.
А отчего пьют?
А отчего мы все такие, рыла кувшинные достоевскообразные? Отчего
душа кровью обливается от жеребячества нашего барковского? Отчего,
завидев прохлаждающегося в миргородской луже толстобрюхого обормота, мы
ржем заместо того, чтобы обрыдаться?
"Дай ответ. Не дает ответа".
- Ты вообще-то есть, ау, ты где-е?.. А в ответ, али вместо него,
слышь, балакиревское: "Где-где?.."
Дальше не надо, Ваня, сами знаем про все твое-мое нехитрые загадки.
Сказать про "Балакирева" - шедевр... Не много ли будет, не мало ли?
Закончу вопия в пустыне. Вот ведь что надо бы экранизировать, вот
ведь куда надо бы вкладывать государственные средства и спонсорские
бабки, а уж все на свете бесконечные Михалковы и Кончаловские как-нибудь
сами договорятся и с киллерами, и с антикиллерами. Они ж, поди-ка, все
эти киллеры-антикиллеры, Михалковы-Кончаловские, тоже люди русские, души
загадочные, тусованцы соборные. Так что не прогорят. Да и прогорят -
невелика беда: свято место пусто не бывает. А вот мы с ними одними - уж
точно прогорим, последнее что осталось - "роковые вопросы" - профукаем.
Фукать-то нам, загадочным, не привыкать стать!..