драма Продолжительность: 110 Франция 1963 Режиссер: Ален Рене Продюсер: А. Доман Сценарий: Ж. Кайроль В ролях: Д. Сейриг, Ж.-П. Керьян, Н. Кляйн, Ж.-Б. Тьере, И. Винсент и др. Музыка: Г.-В. Хейнц Оператор: С. Верни
24.09.2002
Классик французского кино, поэт и философ от кинематографа, Ален
Рене многие свои фильмы сделал именно на этом приеме - некоей драме в
прошлом, заставляющей героев не то что к ней постоянно возвращаться в
мыслях, а как бы одновременно находиться и в прошлом, и в настоящем,
отчего они зачастую имеют слегка сомнамбулический вид. Зритель же, по
крайней мере, тот, что склонен соучаствовать их отнюдь не насыщенным
приключениями душевным страданиям, их постоянным метаниям между прошлым
и настоящим, их неумению и нежеланию остановиться, сделать выбор, их
безнадежному одиночеству, - зритель этот, быть может, и наслаждаясь
поэзией Рене, его необычайно сложным киноязыком, все же вряд ли сумеет
до конца понять его кинематограф. В Рене, так же, как, например, в
Алексея Германа, или в Иисуса Христа можно только верить, поскольку
верят, как известно, не разбираясь, что там почему да отчего. Но для
того чтобы верить, надобно иметь к тому склонность.
Картина "Мюриэль" в плане сказанного очень показательна. Действие
ее происходит в Булони, по-видимому, в начале 60-х. Героиня,
переступившая сорокалетний рубеж и воспитавшая пасынка, несколько
месяцев назад вернувшегося из Алжира, где, как помнит знающий историю
читатель, только что отполыхала освободительная война, приглашает в
гости былого возлюбленного, надеясь, по-видимому, восстановить прежнюю
связь. Он, седовласый красавец, приезжает парижским поездом в
сопровождении молодой женщины, которую выдает за свою племянницу. На
самом деле, как позже выясняется, она - его бывшая кратковременная
любовница. Сын героини, кажется, занимается, любительским кино. Его
отношения с мачехой временами по-родственному теплы, но чаще всего
отчужденны. Она склонна списывать холод и странности в поведении пасынка
на возраст.
Начинаясь бесплодными попытками преодоления неловкости и
отчужденности, естественными между четырьмя совершенно чужими друг другу
людьми, фильм, в сущности, лишь множит и множит эту отчужденность. Никто
из персонажей, как бы он того ни хотел, не в силах оказывается
преодолеть самого себя, по разным причинам наглухо закрывшегося от любых
проявлений нежности и взаимопонимания. Впрочем, может быть, они,
наоборот, слишком хорошо понимают, или чувствуют то, что у каждого за
душой. Что? Вероятнее всего, себялюбие, предательство в прошлом,
наконец, незатянувшиеся раны, нанесенные войнами. Старшее поколение еще
переживает Вторую мировую, на годы которой выпали его молодость, любовь
и нечто такое, что эту любовь разрушило. Младшее поколение, в лице сына
главной героини и появляющихся по ходу картины его сослуживцев, еще
продолжает жить алжирской войной, в которой Франция потерпела поражение,
а они совершили коллективное преступление. Формально война эта возникает
в фильме лишь редкими отголосками, но рана и тайна пасынка героини -
именно оттуда. Ко всему и приехавший к мачехе бывший любовник долгие
годы прожил в Алжире, будучи там человеком состоятельным и уважаемым.
Так он, по крайней мере, рассказывает.
Длинные, снятые зачастую одним планом и тем самым как бы
подчеркивающие совершенную бесплодность и этой встречи, и любых надежд
персонажей на счастливую перемену участи, эпизоды первой части картины
сменяются во второй половине мелькающими с калейдоскопической скоростью
сценками-кадрами, с одной стороны, углубляющими загадочность прошлого
героев и отчужденность между ними, с другой - откровенно наращивающими
саспенс. Финал же обнаруживает едва ли не детективную природу всей
рассказанной истории и в то же время логично завершает экзистенциальную
драму одиночества западного человека середины ХХ века. Несостоятельные
надежды на повторение пройденной любви рушатся, неизгладимые раны войны
разрывают все и без того ненадежные человеческие связи, одиночество,
усугубленное большой и малой виной прошлого, навсегда отталкивает в
разные стороны не только бывших и настоящих любовников, но разлучает
даже мачеху с пасынком, единственную, казалось бы, пару персонажей, у
которой могло быть совместное будущее.
И тем не менее именно финал оставляет у зрителя призрачную надежду.
Те, кто виноват без вины, или по-настоящему мучается виной, те, в ком
хаос бытия не разрушил до конца нравственных устоев, душевной цельности,
не уходят в небытие. Блистательно сыгранная Дельфиной Сейриг главная
героиня ленты, наиболее порядочный и живой человек из всех участников
событий, сама теряя последние иллюзии, не обрушивается, однако, в
безнадежное отчаяние и тем самым оставляет надежду зрителю на то, что
жизнь - не есть лишь бессмысленный, одинокий и преступный путь к
небытию. Пасынок героини, покидая родной дом, тоже уходит все-таки не в
смерть. Быть может, ему, почти юноше, в ком кошмары и преступления войны
не выжгли дотла естественного человеческого стремления любить, удастся
когда-нибудь преодолеть собственное прошлое во имя туманного, нелегкого,
но все-таки будущего.
Обвиняет ли открыто Ален Рене в произошедшем со всеми нами войну?
Если да, то не слишком впрямую, и не одну лишь войну, но и нас самих.
Обвиняет ли Ален Рене человека? Если да, то любя его и щадя. Человек
зачастую - игрушка в безжалостных руках судьбы, но он же порой берет на
себя ее роль. Поэтому, обвиняя, стоит его пожалеть. Быть может,
сочувствие к человеку и миру, им построенному, умение любить ненавидя,
любить, понимая, что любишь такого же малого, как ты сам, такого же
одинокого и потерянного в толпе подобных, разобщенных, обозленных, но в
глубине-то души мечтающих о единении, о любви, доверии, о тепле
человеческом, и отличает Рене от, скажем, Микеланджело Антониони, чья
эстетика совершенно уж холодна, чьи герои не только не могут, но и не
хотят, и не пытаются пробиться к партнеру сквозь прозрачный айсберг
отчужденности - защитной оболочки ранимой души, насмерть эту самую душу
заморозившей.
У героев Рене эта рана прошлого не заморожена, она продолжает
болеть, потому и его художественный мир, пусть сложен и порой кажется
скучноватым, но жив, болезнен, подвержен всем ветрам эпохи,
высвистывающим из него, конечно, надежды на счастье, но, по крайней
мере, не безнадежен. А ведь надежда и ведет нас к вере, как вера, в
конечном счете, возвышает человека до любви.