драма Продолжительность: 98 США 2002 Режиссер: Р. Мичелл Продюсер: С. Рудин Сценарий: Ч. Тэйлор, М. Толкин В ролях: Б. Аффлек, С.Л. Джексон, Т. Колетт, С. Поллак, У. Хёрт, А. Пит, Р. Дженкинс и др. Музыка: Д. Арнолд Оператор: С.Татино
30.09.2002
Картина рассказывает, в общем, обыкновенную историю двух
нью-йоркцев, чьи судьбы пересекаются вследствие нелепого случая, на
первый взгляд неприятного, но отнюдь не рокового. И то сказать: случись
это происшествие не в Нью-Йорке, а где-нибудь в Оклахоме, скорее всего,
последствия ограничились бы малозаметным "похудением" чековой книжки
одного из персонажей, да незапланированной потерей времени для другого.
Что произошло? Да ничего особенного. На скоростной магистрали
столкнулись две машины, следующие в одно и то же здание суда: водитель
первой, немолодой негр (Сэмюэл Джексон), только что - пару недель назад
завязавший алкоголик, переживая предстоящий развод с женой, без
предупреждения сбросил скорость, водитель идущего следом второго
автомобиля, молодой адвокат (Бен Аффлек), задумавшись о предстоящем
процессе, не успел среагировать и избежать столкновения.
Пообщавшись друг с другом нерадостно, но достаточно вежливо,
потеряв при этом двадцать минут, водители разошлись в разные стороны, не
подозревая о том, что направляются оба в одно и то же место. Причем
адвокат забыл на месте происшествия папку с основным для предстоящего
весьма щепетильного заседания документом.
Так-то персонаж Джексона опоздал на собственный брако-разводный
процесс и потерял жену и двоих горячо любимых сыновей-подростков, а
герой Аффлека по существу проиграл миллионное дело, получив отсрочку для
предоставления потерянного документа лишь до конца рабочего дня.
Дальнейшее содержание фильма - рассказ о том, как эти люди, один из
которых всеми силами пытается спасти свою карьеру, другой - семью,
теряют человечность и, поддавшись бесу зла, мстят друг другу за то, в
чем никто из них, в сущности, не виноват. А кто виноват? Сумасшедший
мегаполис Нью-Йорк, самое устройство современной цивилизации,
обстоятельства, короче говоря - система, демократическая лишь с виду, а
на самом деле построенная на лжи, корысти, всеобщем непонимании и
нежелании понять ближнего. Да и бывают ли вообще ближние в больших
городах?
Бывают - разрешает вопрос финал картины: измучив друг друга,
изолгавшись и дойдя до отчаяния, заставившего адвоката совершить ряд
должностных и просто человеческих преступлений, а его визави -
предпринять попытку убийства и побывать за решеткой, герои в конце
концов понимают, что единственный путь спасения, пусть не семьи и
карьеры, а собственной еще живой души, - в том, чтобы сделать шаг
навстречу друг другу.
Голливуд не умеет обходиться без хэппи энда, и потому персонаж
Джексона возвращает адвокату папку с документами, юрист же помогает ему
сохранить семью. Тем не менее концовка не портит общего впечатления от
фильма, выполненного в жанре серьезной социальной драмы, не грешащего
обилием авантюрных похождений, разыгранного С. Джексоном и Б. Аффлеком
тонко, точно и потому достоверно.
Подобные ленты в американском кино снимаются не часто, ведь картина
Р. Мичелла говорит если не о душе человека, то, во всяком случае, и не о
теле. Она скорее иллюстрирует драматический социальный подтекст
взаимоотношений человека и мира, некогда человеком построенного, а
теперь диктующего своему строителю правила игры, в общем, то, о чем
когда-то пел Вилли Токарев: "Небоскребы, небоскребы, а я маленький
такой".
Маленький не в силах сокрушить гигантское, если, конечно, он не
древнеиудейский Давид. Но кто из нас, жителей больших городов, Давид? Мы
в основном сокрушаем друг друга. Вероятно, глубинный смысл фильма в том,
что лишь преодолев себялюбие, лишь побратавшись, объединившись, люди
могут выжить в этом мире, противостоять чудовищу по имени Цивилизация, а
быть может, и сокрушить теперешнего Голиафа - монстра системы, когда-то
построенной нами самими, а ныне превратившей нас всех в винтики и
колесики бездушного гигантского механизма.