ироническая драма Продолжительность: 108 Испания 2002 Режиссер: Педро Альмодовар Продюсер: А. Альмодовар Сценарий: Педро Альмодовар В ролях: Х. Камара, Д. Грандинетти, Л. Уотлинг, Дж. Чаплин, Р. Флорес, М. Фуэнтес и др. Музыка: А. Иглесиас Оператор: Х. Агуэрррасаробе
10.10.2002
Новый фильм классика мирового кино Педро Альмодовара рассказывает,
как это всегда было свойственно режиссеру, историю, развивающую
известное высказывание: "Поговорим о странностях любви".
Прихотливо смонтированные разновременные эпизоды картины призваны
продемонстрировать не столько, пожалуй, поток болезненного сознания
современного героя, сколько самоё невозможность, или, лучше сказать,
ущербность в наше эгоистичное, безлюбое время таких явлений, как любовь,
дружба, верность, преданность.
В фильме четыре главных героя, составляющих как бы две пары
влюбленных. "Как бы" - потому что любят в этих парах только мужчины.
Один из них, писатель и журналист, недавно справившийся с личной драмой,
встречает женщину-тореро, таковую драму переживающую, и некоторое время
они, как ему кажется, счастливы вместе. На самом же деле эти персонажи,
скорее всего, лишь ненадолго помогают друг другу справиться с
одиночеством. Когда в результате неудачного выступления на арене женщина
впадает в кому, выясняется, что с прежним любовником отношений она так и
не порвала.
Другую пару составляют странный молодой человек, работающий
медбратом в больнице, куда привозят впавшую в полубытие тореадоршу, и
его безмолвная подопечная, милая юная танцовщица, так же впавшая в кому
в результате автомобильной аварии. Уже четыре года он ухаживает за ней,
ухаживает не потому, что такова его работа, а потому что любит девушку,
и эта любовь - единственный смысл его нелепого существования. Но, быть
может, последнее определение ошибочно, и то, что кажется нелепостью, на
самом деле является высокой жертвенной целью...
Парень, до того пятнадцать лет ухаживавший за тяжело больной
матерью, не только умывает-подмывает свою нынешнюю подопечную, стрижет
ее, делает ей маникюр и массаж, нет, - он постоянно общается с
возлюбленной, разговаривает с ней, не в очередь остается около нее на
ночные дежурства. Причем его любовь, может быть, и не предполагает
выздоровления больной, она, при таком исходе, скорее всего, была бы
неосуществима. Вряд ли девушка из более обеспеченного слоя общества
разделила бы чувства и судьбу этого человека со странностями. А так...
Так он может быть рядом с ней постоянно. Более того, познакомившись и
подружившись с журналистом, медбрат и того подбивает на такую же
самоотверженность, но тот, конечно же, совершенно нормальный человек, да
к тому же еще узнает о том, что в жизни (при жизни) своей пассии - он не
единственный.
С журналистом, однако, происходит, иная метаморфоза: он исполняется
чувства любви к медбрату. О нет, ничего гомосексуального - это
разновидность дружбы, это восхищение добротой, преданностью,
человечностью, самой способностью отдать всего себя столь сильному и
бескорыстному чувству!..
Как бы предчувствуя нечто ужасное, как бы вырывая самого себя с
корнем из атмосферы больницы для безнадежных, журналист уезжает из
страны. А медбрат вскоре оказывается в тюрьме по подозрению в
изнасиловании своей подопечной. Но какое же это изнасилование? Это,
господа, любовь! И, может быть, единственно возможная в нашем мире, где
давным-давно никто никого не любит, а все только спариваются для
удовольствия.
Последний тезис иллюстрирует, равно, впрочем, как с
горьковато-висельной ироний изображает и душевную суть главного героя, и
печально-ироническую суть всей этой истории, вставной эпизод -
черно-белая немая фильма под старину, точнее под "Кабинет доктора
Калигари" (а может, и пародирующая тупые голливудские боевики), в
которой безумно влюбленный в некую изобретательницу и уменьшенный ею до
размеров Гулливера в стране Великанов ассистент, помыкавшись,
раздевается догола и с отчаянием обреченного пловца навсегда скрывается
в громадной пещере вагины стонущей во сне возлюбленной.
Как бы там ни было, а медбрат попадает в тюрьму, журналист же,
узнав о том, бросается ему на помощь. Но что он может сделать? Парень,
по-видимому, в самом деле однажды не выдержал, а вот девушка его, в
противоположность умершей тореадорше, во время родов (ребенок родился
мертвым) вернулась в мир живых. Увы, влюбленному не сообщили об этом, и
он, в последний раз встретившись со своим другом-журналистом, завещав
ему квартиру, ушел из жизни, туда, где, как он думал, пребывает
владычица его сердца.
Что такое любовь сегодня? Возможна ли она вообще? Нормально ли в
нашем бесчувственном мире это чувство? И подвластно ли нормальному
человеку? И не губит ли всякую личность эта гигантская всеобщая вагина?
И не выплевывает ли в ответ только мертворожденных детей будущего? И не
мертво ли, в таком случае, само будущее человечества, единственный
представитель которого, способный любить жертвуя собой, отдавая себя (да
и было ль чем жертвовать, "был ли мальчик-то"?), - почти что идиот, а
единственный его представитель, способный на дружбу, обречен доживать в
кромешном одиночестве?
Плакать прикажете или смеяться? Или задуматься над этой
альмодоваровской вариацией на тему Антониони: может быть, в самом деле,
прав был великий итальянец, еще полвека назад провозгласивший неизбежную
и скорую смерть европейской цивилизации, из всех героев и мифов
двухтысячелетней культуры после Второй мировой войны отдавшей
предпочтение единственному, по сути импотентному, Нарциссу...
Впрочем, эту историю вполне можно прочесть и проще: хочешь любить,
то есть жить не зря - поговори с Ней, общайся, открой самого себя тому,
кого любишь, и тогда, даже если тебя не полюбят в ответ, по крайней
мере, услышат. А это в жизни человека не так уж мало.