ироничная драма Продолжительность: 112 Испания 2001 Режиссер: Х. Ористрелл Продюсер: Б. Бернэй Сценарий: Х. Ористрелл В ролях: В. Форке, Д.Х. Качо, К. Пенья,
К. Белаче, Х. Санс, Д. Мартин, Р. Гарсиа, С. Фрейре и др. Музыка: Х.К. Гомес Оператор: Х. Перакула
18.10.2002
История отцов и детей, в которой сначала "яблочки" предстают беспонтовыми
прожигателями жизни, а несколько позже дело доходит и до "яблонек". И
кто лучше? Дети, конечно: светлое будущее на испанских подоконниках.
Но этот пассаж, так сказать, из той части картины, что в моем
определении жанра обозначен прилагательным.
Большая же ее часть скорее драматическая, нежели комедийная. Фильм
представляется мне вариацией на тему феллиниевской "Репетиции оркестра"
и рассказывает о студентах театральной школы, обучаемых системе
Станиславского немолодой матерью-одноночкой, чья дочь подает надежды в
актерском деле. Эта дама - первая версия деспота-дирижера из
"Репетиции..." - тетка вообще-то толковая: знает чего хочет от
студентов, умеет этого добиться. Школяры к ней привыкли, уважают,
насколько нынешняя западная молодежь вообще способна на уважение, к
советам прислушиваются. Но не слишком боятся: дочка-то училкина - она ж
рядом с ними, за одной партой, а значит, представляет собой матушкину
слабину.
Героиня, однако, имеет еще одну слабину - а именно отца талантливой
дочки. Папенька - вторая версия деспота-дирижера, он вам не кто-нибудь,
а модный кинорежиссер (еще один феллиниевский мотив, на сей раз из "8
1/2"), которого черт дернул появиться в родном городе не то в поисках
всевозможной натуры для нового фильма, не то по невозможности совладать
с разгулявшимися воспоминаниями давно миновавшей, прекрасной юности. Та,
с кем он ныне живет, - материал отработанный, душа художника жаждет
свеженинки. На беду режиссер теряет готовый к запуску сценарий, в
котором, на еще большую беду, один к одному в нем рассказана история
сумасшедшей одноночной любви будущей звезды испанского кино с юной
красоткой-актрисой, закончившейся для режиссера трагическим ничем...
Кто находит потерянный, а точнее украденный сценарий? Кто-кто -
дочка режиссера и руководительницы курсов. Куда он попадает, говорящий,
но неодушевленный пикаро? Куда-куда - в руки ее мамы, той самой бывшей
на одну ночь подружки режиссера. Чем дело кончается? Чем-чем? Тем, что
сердца успокоились.
Но перед тем - лучшая часть картины, фильм в фильме и театр в
фильме: студенты показывают подготовленные ими под руководством любимой
педагогини отрывки из классических пьес Шекспира и Мольера. Показывают
как умеют, с ума сходя от робости и страсти быть избранным - ведь на
экзамене присутствует маэстро, да к тому же, по слухам, ищущий
талантливую молодежь на главные роли в новом проекте. И все хотят
по-быстрому стать звездами. А преподша, думаете, не хочет? Еще как
хочет, хоть и делает вид, что нам, мол, это уже давно ни к чему. И
доказывает свое потаенное желание, а заодно и уровень профессиональной
компетентности, буквально на наших глазах преображая кой-как склеенный
зелеными исполнителями кусок из "Ромео и Джулетты" в волнующий
лирико-эротический шедевр раскованных вундеркиндов.
Битва растерзанных нервов, происходящая в студенческой среде в
отсутствие главных действующих лиц, удалившихся в соседний ресторанчик
пообедать и, в свою очередь, повыяснять семейно-производственные
отношения, венчает игру дивной отсылкой вновь к "Репетиции оркестра"
(но, может, и к "Веселым ребятам").
Добротный, без дураков хороший европейский фильм, отлично
разыгранный, драматургически безупречный, лишь, быть может, слегка
затянутый, но, безусловно, доставляющий интеллектуальное удовольствие.
Оказывается, сегодняшнее испанское кино - отнюдь не только Альмодовар,
или совсем недавно открытая мною для себя Лаура Манья (см. на нашем
сайте рецензию на ее фильм "Секс из сострадания"), но и вот, пожалуйста,
Ористрелл. Талантливо, убедительно, одновременно и смешно, и серьезно, и
молодежное кино, и просто настоящее кино - "десятая муза".