Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОЛИГАРХ

криминальная драма
Продолжительность: 125
Россия 2002
Режиссер: Павел Лунгин
Продюсер: Сергей Сельянов, Катрин Дюссар, Галина Семенцова
Сценарий: Павел Лунгин, Юлий Дубов, Александр Бородянский
В ролях: Владимир Машков, Мария Миронова, Левани Учанеишвили, Александр Балуев, Сергей Юшкевич, Александр Самойленко, Наталья Коляканова, Марат Башаров, Владимир Стеклов, Михаил Вассербаум, Андрей Краско, Владимир Головин и др.
Музыка: Леонид Десятников
Оператор: Олег Добронравов, Алексей Федеров


05.11.2002

Как известно еще со времен Ильфа и Петрова, крупные современные состояния наживаются нетрудовым путем и, в лучшем случае, посредством блестящего ума и личного обаяния своего рода "героя нашего времени".

О таком вот "герое" и об истории его больших денег и повествует новый фильм Павла Лунгина, за кадром которого маячит "веселый роджер" наших дней г-н Березовский, а в кадре представительствует секс-символ нового русского кино г-н Машков.

История, рассказанная в этой антигангстерской драме, или, быть может, псевдодетективе, охватывает пятнадцатилетний период желтой лихорадки, свирепствующей над Россией, точнее, над Москвой, Питером и еще несколькими большими городами одной шестой суши.

В 1985 г. развеселая компания молодых ученых, не шибко, как и должно быть, ладящая с партийно-комсомольским начальством, решила идти в ногу со временем, то бишь жить получше, побогаче, попредприимчивее. Комсомольцы же, коммунисты и чекисты, в свою очередь, тоже были не лыком шиты. Каждая из противоборствующих сторон ухватила свой кусок. И если у господ Березовских он оказался, ох, немалым, то у их противников из рук выпало, в сущности, и совсем немногое: только то, что удалось увести означенным выходцам из будуара "царицы наук". Но ведь и того жаль: какие-то там физики, понимашь... Хорошо хоть лирики ни черта в настоящем деле не смыслят!

В ходе сказанного движения "в ногу" ай-яй-яй компанья интеллектуалов выделила лидера, создала по сицилийско-американскому образцу русско-еврейско-грузинскую "семью", добралась до бешеных бабок и бешеной же роскоши, сама по себе и не без помощи конкурирующей организации утратила человечность, раскололась, как битлы, и прочая.

Один за другим бывшие друзья, формально по разным причинам, а в сущности из-за денег, предают друга друга и своего лидера, планомерно приводя самих себя, "семью" и пахана к гибели. В последний момент Фортуна, однако, поворачивается лицом к Великому Комбинатору нашего сегодня и оставляет его в живых. Но одного. Но без главных врагов. Но без страны, без воздуха, без истории, без прошлого, зачеркнутого настоящим, и без настоящего, прихлопнутого штампом "Новые времена". Где сейчас, чем занимается и как воспринимается бывшим советским народом г-н Березовский - известно всем (равно, как известно, чем будет заниматься, непредсказуемый он наш). Всем известно и где сейчас, чем занимаются и как воспринимаются бывшим советским народом его "слуги": чекисты, коммунисты и комсомольцы - в "ящик", небось, каждый день заглядываем.

Кстати, о "ящике". Кой-какая малость выпала-таки из рук граждан начальников и пролетела, вот незадача, мимо ловких пальчиков господ новых русских физиков. Слоняющийся без дела и тоскующий по опохмелке "дорогой россиянин", не веря глазам своим, подобрал что плохо лежит и успел-таки воспользоваться - полюбопытствовать на всяческих там буржуйских "крестных отцов" и граждан Кейнов. Теперь вот не до конца отравленные алкоголем и потому прикидывающие что к чему сметливые мужички посмотрели не бедно и не хило рассказанную г-ном Лунгиным историю г-на Березовского, изрядно похорошевшего в облике г-на Машкова, не без интереса, но и не поверив притворным (ангажированным... ишь, слова-то какие употреблять нАчать стали провинциалы!) восторгам спецов-"премьеров": добротная переделка "на язык родных осин" киноэпоса Копполы - Пьюзо в стилистике "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса - не больше. Но, к чести Лунгина-Машкова, и не меньше.

Рецензия: В. Распопин