криминальная драма Продолжительность: 125 Россия 2002 Режиссер: Павел Лунгин Продюсер: Сергей Сельянов, Катрин Дюссар, Галина Семенцова Сценарий: Павел Лунгин, Юлий Дубов, Александр Бородянский В ролях: Владимир Машков, Мария Миронова, Левани
Учанеишвили, Александр Балуев, Сергей Юшкевич, Александр Самойленко,
Наталья Коляканова, Марат Башаров, Владимир Стеклов, Михаил Вассербаум,
Андрей Краско, Владимир Головин и др. Музыка: Леонид Десятников Оператор: Олег Добронравов, Алексей Федеров
05.11.2002
Как известно еще со времен Ильфа и Петрова, крупные современные
состояния наживаются нетрудовым путем и, в лучшем случае, посредством
блестящего ума и личного обаяния своего рода "героя нашего времени".
О таком вот "герое" и об истории его больших денег и повествует
новый фильм Павла Лунгина, за кадром которого маячит "веселый роджер"
наших дней г-н Березовский, а в кадре представительствует секс-символ
нового русского кино г-н Машков.
История, рассказанная в этой антигангстерской драме, или, быть
может, псевдодетективе, охватывает пятнадцатилетний период желтой
лихорадки, свирепствующей над Россией, точнее, над Москвой, Питером и
еще несколькими большими городами одной шестой суши.
В 1985 г. развеселая компания молодых ученых, не шибко, как и
должно быть, ладящая с партийно-комсомольским начальством, решила идти в
ногу со временем, то бишь жить получше, побогаче, попредприимчивее.
Комсомольцы же, коммунисты и чекисты, в свою очередь, тоже были не лыком
шиты. Каждая из противоборствующих сторон ухватила свой кусок. И если у
господ Березовских он оказался, ох, немалым, то у их противников из рук
выпало, в сущности, и совсем немногое: только то, что удалось увести
означенным выходцам из будуара "царицы наук". Но ведь и того жаль:
какие-то там физики, понимашь... Хорошо хоть лирики ни черта в настоящем
деле не смыслят!
В ходе сказанного движения "в ногу" ай-яй-яй компанья
интеллектуалов выделила лидера, создала по сицилийско-американскому
образцу русско-еврейско-грузинскую "семью", добралась до бешеных бабок и
бешеной же роскоши, сама по себе и не без помощи конкурирующей
организации утратила человечность, раскололась, как битлы, и прочая.
Один за другим бывшие друзья, формально по разным причинам, а в
сущности из-за денег, предают друга друга и своего лидера, планомерно
приводя самих себя, "семью" и пахана к гибели. В последний момент
Фортуна, однако, поворачивается лицом к Великому Комбинатору нашего
сегодня и оставляет его в живых. Но одного. Но без главных врагов. Но
без страны, без воздуха, без истории, без прошлого, зачеркнутого
настоящим, и без настоящего, прихлопнутого штампом "Новые времена". Где
сейчас, чем занимается и как воспринимается бывшим советским народом г-н
Березовский - известно всем (равно, как известно, чем будет заниматься,
непредсказуемый он наш). Всем известно и где сейчас, чем занимаются и
как воспринимаются бывшим советским народом его "слуги": чекисты,
коммунисты и комсомольцы - в "ящик", небось, каждый день заглядываем.
Кстати, о "ящике". Кой-какая малость выпала-таки из рук граждан
начальников и пролетела, вот незадача, мимо ловких пальчиков господ
новых русских физиков. Слоняющийся без дела и тоскующий по опохмелке
"дорогой россиянин", не веря глазам своим, подобрал что плохо лежит и
успел-таки воспользоваться - полюбопытствовать на всяческих там
буржуйских "крестных отцов" и граждан Кейнов. Теперь вот не до конца
отравленные алкоголем и потому прикидывающие что к чему сметливые
мужички посмотрели не бедно и не хило рассказанную г-ном Лунгиным
историю г-на Березовского, изрядно похорошевшего в облике г-на Машкова,
не без интереса, но и не поверив притворным (ангажированным... ишь,
слова-то какие употреблять нАчать стали провинциалы!) восторгам
спецов-"премьеров": добротная переделка "на язык родных осин" киноэпоса
Копполы - Пьюзо в стилистике "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса - не
больше. Но, к чести Лунгина-Машкова, и не меньше.