Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НАСМЕШКА (RIDICULE)

ироническая костюмная мелодрама
Продолжительность: 102
Франция 1996
Режиссер: Патрис Леконт
Продюсер: Ж. Легран, Ф. Брильон, Ф. Каркассон
Сценарий: Р. Уотерхаус
В ролях: Фанни Ардан, Чарльз Берлинг, Бернар Жиродо, Жюдит Годреш, Жан Рошфор и др.
Музыка: А. Дюамель
Оператор: Т. Арбогаст


28.10.2002

Как и все картины Патриса Леконта, эта неоригинальна, но зрелищна.

Сюжет сводится к любовным и салонным похождениям нищего провинциального дворянина, которому необходимо получить аудиенцию у Людовика XVI, чтобы добиться вспомоществования от казны, необходимого для осушения малярийных болот, занимающих большую часть земельного владения героя. Нищий дворянин, как и должно быть, жалеет своих мрущих, как мухи, крестьян, влюбляется в хорошенькую, а главное, умную дочку единственного порядочного парижского аристократа, безвозмездно врачующего всех страждущих (Жан Рошфор), вместе с ней проводит опыты по изобретению и проверке в действии тяжелого водолазного скафандра, обивает пороги королевской резиденции. Когда же выясняется, что искомую аудиенцию можно получить лишь с помощью салонного острословия (ничто иное пресыщенную умирающую монархию развлечь не в состоянии), герой выказывает блестящие способности и на этом поприще.

Перед нами проходит, таким образом, галерея великосветских монстров, коим всем одна дорога - на гильотину. Иным так и надо, иных жаль. Более всего жаль влиятельную при дворе герцогиню, жестокое обаяние, чуть увядающая красота, зашкаливающая сексапильность которой вызывает в памяти литературный (не кинематографические, созданные Глен Клоуз и Аннет Беннинг в картинах соответственно Фрирза и Формана) образ мадам де Мертей из "Опасных связей" Шодерло де Лакло. Хищная красота и артистический Божий дар Фанни Ардан с первого появления на экране перекрывают средние возможности всех прочих актеров, за исключением, разумеется, Жана Рошфора, за ней (на нее одну) смотришь во все глаза, с нетерпением ждешь следующих эпизодов с ее участием, ее драме сопереживаешь, постепенно все более и более досадуя на остальных участников действа, похождениями своими лишь отвлекающих внимание зрителя от богини экрана.

Тут-то вот и слабость режиссера Патриса Леконта, замышлявшего, вроде бы, социальную сатиру на разлагающуюся монархию и аристократию, коим должна противостоять история любви людей, занятых не постелью, а делом, а снявшего в итоге собственную ослабленную вариацию на тему "Опасных связей". Что бы 50-летней Фанни Ардан и в самом деле не сыграть, пока еще не совсем поздно, мадам де Мартей, только не у Леконта, а у режиссера более талантливого, серьезного, масштабного?.. Это был бы выстрел в десятку!

А "Насмешка" - что ж, ридикюль он и есть ридикюль: дамская сумочка, в которой чего только нет, а того, что надо, никак не найдешь. Иными словами - "изячная", эротичная, местами аляповатая мелодрама "смешай господи", где пара-тройка блестящих эпизодов теряется в суматохе париков, декольте, научных опытов, мрущих крестьян и рыгочущих маркизов, даже и - кто б сказал, зачем! - мужских причиндалов в процессе мочеиспускания.

Леконт, короче, модный парижанин!..

Рецензия: В. Распопин