иронический боевик Продолжительность: 107 Испания - Франция - Италия 2002 Режиссер: Агустин Диас Аньес Продюсер: Эдуардо Кампой, Жерардо Хереро Сценарий: Агустин Диас Аньес В ролях: Пенелопа Крус, Виктория Абриль, Фанни Ардан, Дэмиан Бишир, Гаэль
Гарсиа Берналь, Джемма Джонс и др. Музыка: Бернардо Бонези Оператор: Пако Феменья
28.10.2002
Что такой рай и ад? Если вы думаете, это то, про что писал Данте, -
глубоко заблуждаетесь. И рай, и ад не более, чем бюрократические
ведомства, ныне свое отживающие, как, впрочем, и европейская культура,
их породившая.
Посланцы сих ведомств, блондинка и брюнетка, борются за душу
некоего задиристого боксера. От исхода их борьбы зависит не то что
очередная победа света или тьмы, а и вообще существование как обоих
ведомств, так - последнее не менее важно - личная судьба ангелицы и
дьяволицы, в прошлой жизни бывших соответственно политиком и гангстером.
Короче говоря, читали авторы фильма трилогию Желязны - Шекли о
похождениях рыжего демона Аззи Абенбуба, как читали и многое другое,
явно и скрытно цитируемое в картине. Ну, например, Паскаля, или того же
Данте...
А знаете, уже одного этого цитирования хорошей литературы было бы,
вероятно, достаточно для того, чтобы фильм получился как минимум
нестандартным. Но - вот ведь какая необычайная штука - "Нет вестей от
Бога" цитирует еще и хорошее кино. Не только памятное каждому
"Криминальное чтиво" Тарантино, но и почти никем из молодого поколения
не виденное "Завещание Орфея" Жана Кокто. Да только ли это?..
Если блистательная Фанни Ардан откровенно изображает блистательную
же Марию Казарес в роли Смерти из дилогии Кокто об Орфее (главным
образом, Смерть, сделавшуюся во втором фильме председательницей
судебного заседания), то Виктория Абриль в роли певички в скучноватом
райском кабаре, изображает, кажется, сразу всех звезд
кинематографического кафешантана: от Марлен Дитрих в "Голубом ангеле" до
Лайзы Минелли в "Кабаре".
Актерские работы в картине вообще выше всяких похвал. К сказанному
уже добавлю: женственнейшая, прелестная Пенелопа Крус на сей раз
выступила в роли эдакой брутальной мужички, если не вообще активной
лесбиянки, и превосходно с ней справилась.
Очень бы хотелось поглубже проанализировать и перипетии сюжета, и
хитросплетения идей, и, конечно же, подробнее разобрать цитатный ряд
картины, но, к сожалению, сделать этого сейчас нельзя, ибо в таком
случае неизбежно придется раскрыть авантюрно-детективную интригу новой
ленты, тем самым испортив удовольствие несмотревшим ее читателям
рецензии.
Поэтому наступлю на горло собственной песне и скажу только: фильм
Аньеса превосходен, по стилистике он обращен к молодому поколению, но и
не режет глаз старшему. Фильм Аньеса полижанров (т.е. одинаково успешен
и как боевик, и как мелодрама, и драма, и комедия), одновременно
авантюрен и философичен, наконец, это настоящее европейское кино - если
можно так сказать, по высоте культурной шкалы.
И еще, в заключение. Спустя какое-то время, когда разглашение
сюжетной интриги картины "Нет вестей от Бога" не будет уже
рассматриваться внутренним цензором автора этих строк в качестве
маленького преступления, мы с вами, дорогой читатель, обязательно
вернемся к ее обсуждению. Если, конечно, соответствующие ведомства ранее
не призовут нас к исполнению неземных обязанностей.