драма Продолжительность: 100 Россия 2002 Режиссер: Валерий Тодоровский Продюсер: Александр Акопов Сценарий: Геннадий Островский В ролях: Олег Янковский, Сергей Гармаш, Вера
Воронкова, Андрей Смирнов, Евгений Косырев, Владимир Юматов и др. Музыка: Геннадия Айги и Александра Цфасмана Оператор: Сергей Михальчук
25.02.2003
Пожалуй, в двух словах невозможно сформулировать, чем новый фильм
В. Тодоровского хорош, кроме, конечно, замечательной игры актеров О.
Янковского и С. Гармаша. Но хорош он несомненно. И не только актерскими
работами.
История, в нем рассказанная, относится к числу тех, что "подарены"
отечественной культуре Достоевским. Это психологический на грани с
криминалом, временами вторгающийся в область психиатрии "скверный
анекдот".
Казалось бы, обыкновенная, хоть и не столь уж часто встречающаяся
вещь: умерла у интеллигентного 50-летнего человека жена, женщина
молодая, посреди, как говорят, полного здоровья. Варила себе и мужу
утренний кофе, да так и упала у плиты - разрыв сердца. Тридцать семь
лет, муж-филолог и 14-летний сын. Что ж делать: похоронили, поплакали,
жизнь продолжается, надо ремонт в разоренной квартире заканчивать.
Муж, кажется, не может не то чтобы в себя прийти - осознать
случившееся. Что, так сильно любил?.. Ой ли!.. Просто быт перевернулся,
наш, российский, неналаженый, никогда не налаживаемый, кой-как
существующий единственно благодаря ей, женщине, быт. Терпевший 10 лет,
он, теперь освободившись, закурил, нашарив в полной после поминок
пепельнице чей-то окурок. И полез по чуланам разыскивать любимую трубку.
Вместе с трубкой нашел листок из школьной тетрадки - неоконченное
любовное письмо жены. К кому? Тут-то "скверный анекдот" и начинается.
Заело человека, из недоумения (как мог я, такой умный, не заметить?)
выпер сначала мазохистски любопытствующий, а потом уж и на грани с
преступлением (ах ты, тварь!) эгоизм. Искать, опрашивать, обостренным
чутьем угадывая ложь (хоть во спасение вопрошающего, хоть из желания
сохранить собственное лицо) в ответах всех, кто знал изменницу. Знали -
о нем, любовнике - разумеется, все. Кроме мужа, как и должно быть.
Расследование, впрочем, не понадобилось. Враг в тот же вечер сам
позвонил в дверь следователя.
Дальнейшая история - уже история двух эгоистических одиночеств:
мужа и любовника. Последний, оказывается, не был случайный увлечением
покойной, и "стаж" сожительства ее с ним насчитывает те же пятнадцать
лет, что прожила она и с законным мужем.
Любовник - бывший военный, пожертвовавший ради любви карьерой, убит
горем и ищет в муже, если не понимания, то хоть сочувствия. Он как бы,
именно как бы, не эгоист. Муж - эгоист - полон праведного негодования,
что негодования! - ненависти. Он оскорбляет, бьет любовника. Тот терпит.
Они ходят друг за другом, друг к другу, как лиса и журавель из русской
сказки, все глубже и глубже вторгаясь в прошлое, не утишая, а растравляя
каждый свою - и одинаковую, и столь различную - боль и обиду.
В конце концов, опять же как и должно быть, вдовцы приходят если не
к дружбе, то к психологической прилепленности друг к другу, к
невозможности друг без друга обходиться, ведь между ними всегда была
ОНА, а теперь, когда ее не стало, когда они узнали друг друга, их
разделяет, в сущности, только пустота утраты. То есть нечто физически
эфемерное, попросту ничто. И потому еще столь жестко их трение бок о
бок, этих двух начавших ржаветь душ! И сколь сладостно это расчесывание
кровоточащей раны...
Эпизод за эпизодом они разбираются с прошлым, рассчитываются с
собой и с ней, умершей, сближаются и вновь отталкиваются, ибо эпизод за
эпизодом (муж в кадре, а любовник как бы за кадром) все глубже и глубже
постигают истину о ней и о себе: он - каждый из них - не единственный,
не лучший, не... Наконец, муж принимает последний удар - единственное,
что осталось от ВСЕЙ прожитой жизни, сын - и тот не...
Сумасшедшая, достоевская, предпоследняя в фильме сцена втроем,
сцена разборки между мужем, любовником и сыном - чей? - неожиданно для
мужа завершается катарсисом: надо принять, наконец, правду обо всем,
главное, правду о себе. Но эта же сцена убеждает и любовника - нельзя
добивать ближнего. Любовник исчезает, тем самым становясь эгоистом, а
муж, познавший всю безмерность правды и отчаявшийся в одиночестве, и
разом состарившийся, и принявший, наконец всю меру правды, от эгоизма
отрешается.
Поздно: тот, кто всегда был его тенью, ушел из его жизни. А тот,
кто потерял свою тень... Переживший катарсис, становится другим
человеком. Но - лишь переживший.
P.S. Мы всё о муже и любовнике. Какой же, значит, была она, та,
которой не стало, если свет сошелся на ней клином для двух столь разных
людей?.. Какой же она была, сволочь ненаглядная, умудрившаяся 15 лет
сохранять и семью, и любовь, оттого, может быть, и умершая в одночасье -
от непосильной душевной ноши?..