Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




НИНОЧКА

антисоветская комедия
Продолжительность: 106
США 1939
Режиссер: Эрнст Любич
Продюсер:
Сценарий: Ч. Брэккет, Б. Уайлдер, У. Рейш (по новелле М. Ренжела)
В ролях: Грета Гарбо, Мелвин Дуглас, Ина Клер, Бела Лугоши, Зиг Рюман, Ролли Седан и др.
Музыка: В. Хернер
Оператор: У. Дэниэлс


10.11.2002

Безусловный шедевр старого Голливуда, кино прежде всего режиссерское, авторское, однако сделанное отнюдь не для "высоколобых".

Эрнст Любич, тончайший мастер нюанса, что само по себе очень странная вещь для американского кино, рассказывает, с одной стороны, сладковатую мелодраматическую, с другой - жесткую антисоветскую историю про то, как в довоенный Париж приехала делегация министерства торговли СССР в лице троих занюханных прохиндеев, чтобы продать сногсшибательно дорогой набор ювелирных украшений, конфискованных некогда едва ли не у представительницы высочайшей семьи. Сама эта представительница живет-не тужит и очень даже здравствует на пару с симпатичным лысоватым французским аристократом здесь же, в Париже. Советские делегаты поселяются в роскошном отеле, в королевском номере, и мало-помалу расслабляются до неприличия, вследствие чего: а) об их тайной миссии становится известно всему городу; б) на выручку к ним прилетает министерский эмиссар в лице кинодивы Греты Гарбо, отменно изображающей не то толстовскую Гадюку, не то всесоветскую проститутку Коллонтай, не то комиссара в юбке из "Оптимистической трагедии". Точнее сказать: всех их скопом.

Приструнив распоясавшихся мелких совслужащих, эмиссарша любопытствует: как оно тут, в Париже. Во время сего любопытствования ее и встречает французский аристократ, до того находившийся при юбке ограбленной советами княжны. Любовь, натурально, вспыхивает, но эмиссарша ее сама себе до времени не разрешает. Аристократ же разливается петухом.

И когда наконец добивается проявления ответных чувств, княжна, воспользовавшись расслабленностью железобетонной комбригады, крадет такие родные украшения из гостиничного сейфа. Как вы думаете, чем сердце успокоится? Э-э, зачем крадет? Правильно, для того, чтобы обменять их эмиссарше на возлюбленного. После чего окаменевшая посланница строителей коммунизма в одной, отдельно взятой стране, несолоно хлебав и взявши за рукава подведомственных работничков, возвращается в Москву. А там другой коленкор. Там люди живут не в королевских апартаментах, по радио слушают не сладкую музычку, а, наоборот, ходят в чем есть на первомайские демонстрации и ютятся втроем с подружками виолончелисткой и вагоновожатой на трех метрах. А если и получают из-за границы письма от любовников, то сплошь вымаранные цензурой, так что от пятистраничного страстного послания остается только "Здравствуй, Маня, любовь моя!" и "Навеки твой Жан-Жак Руссо".

Но американская комедия есть американская комедия, и вот веселая троица полугорьковских обормотов требует вмешательства железной руки окаменевшей Ниночки-эмиссарши уже не в Париже, а в Стамбуле, где по тайному доносу вездесущих чекистов они решили "послужить социалистической родине" созданием ресторана а-ля рюсс. Изрыдавшуюся внутри каменной оболочки героиню бросают в Турцию, где и встречает ее все это для троицы придумавший после безуспешного обивания порогов советских посольств французский аристократ. Хэппи энд: на фиг, на фиг дядю Джо и московские коммуналки, да здравствуют шелковое исподнее и стамбульский ресторан с сибирскими пельменями под водочку "Смирнофф"!

И - дивный, гениальный, так и хочется сказать - шикарный постскриптум: один из троицы бродяжничает по стамбульским улицам с плакатом: "Иван, Петров и Сидоров открыли русский ресторан. Иванов и Петров кинули Сидорова!"

Люди, черт возьми, будьте же бдительны! Это я уж от себя.

Ах, какое кино! Какие тонкости, нюансы, детали! Как будто этот невозможный Любич одной ногой жил в Америке, другой в совке! Чего стоит одна только первомайская демонстрация, ощетинившаяся, как дикобраз, штампованными потретами усатого ублюдка, идиотически, сомнамбулически шествующая мимо единственного портрета другого ублюдка, чье дело неизвестно зачем живет и поныне, а тело мертвее всех мертвых украшает гигантским черным пупом главную площадь самой криминальной в мире столицы.

Этот злой, умный шедевр показал гражданам бывшего СССР 6 ноября 2002 г. - самое время! - канал Ren TV (а ретранслировал 7 ноября - еще более самое время, господин Лондон! - канал НТН-4), эдак часов за 10 до того как все согласные граждане страны вышли на улицы демонстрировать свое согласие и примирение. С кем, интересно и во имя чего?

Рецензия: В. Распопин