историческая криминальная драма Продолжительность: 160 США 2002 Режиссер: Мартин Скорсезе Продюсер: А. Гримальди, М. Скорсезе Сценарий: Дж. Кокс, С. Заилян, К. Лонерган В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дэниел
Дэй-Льюис, Камерон Диас, Брендан Глисон, Джим Бродбент, Джон Т. Фейли,
Генри Томас и др. Музыка: П. Гэбриел, Б.Х. Шор Оператор: М. Болхауз
20.01.2003
"Банды Нью-Йорка" - почти трехчасовая лента классика американского
кино Мартина Скорсезе, рассказывающая историю борьбы за выживание
нескольких разноплеменных группировок "на дне" крупнейшего мегаполиса
США в эпоху гражданской войны. В картине есть, на первый взгляд, главный
герой (Л. ДиКаприо) и главный злодей (Д. Дэй-Льюис), однако по ходу
этого киноромана они, если не меняются ролями, то, по крайней мере,
заставляют зрителей задуматься, подлинно ли праведно оно, дело первого,
и в самом ли деле совершенно черна душа второго.
Быть может, силе зрительских сомнений способствует безусловно
талантливая игра Дэй-Льюиса и безусловно же как обычно бездарное
позирование перед камерой ДиКаприо. Вообще говоря, "Банды Нью-Йорка" -
это своего рода продолжение, или точнее предыстория (неформальная,
конечно) "Крестного отца", в том смысле, что злодейство злодеев выглядит
подчас более оправданным, по крайней мере, по-человечески понятным,
нежели героизм представителей порядка. Ибо - кто их устанавливает,
человеческие порядки, ежели Господни заповеди в Новом Свете никогда,
выходит, не работали, как, скажем, ельцинские законопроекты у нас.
Фильм крепкий, длинный, как всегда у Скорсезе, и как всегда,
немножко, на мой взгляд, излишне подробно, то бишь затянуто, исследующий
тему предательства. В данном случае предательство это вроде бы морально
оправдано, поскольку герой мстит за убийство своего отца. Однако
предательство есть предательство, и в высшем смысле таковым и остается,
несмотря на кажущуюся нам, людям, его осмысленность. А потому оно влечет
за собой неизбежное разрушение надежд человека, его души и самой
личности. Ибо мщение - есть предательство человеком самого себя, такого,
каким Господь, заповедавший несколько непреложных истин человеческого
бытия и общежития, его, человека, создал, да, наделив свободой воли, но,
исходя все-таки из тех же заповедей, то есть в совсем иных целях.
Об эстетике картины говорить трудно, поскольку я смотрел ее в
плохой кинокопии, но то, что удалось увидеть, напомнило мне лондонские
трущобы, какими их представляли старые экранизации романов Диккенса.
Рекомендую же фильм прежде всем тем, кто ищет в кино не
развлечения, а серьезного труда для души и ума, - разумеется, по выходу
в прокат лицензионной кассеты.