лирическая драма Продолжительность: 92 СССР 1967 Режиссер: Кира Муратова Продюсер: Сценарий: Кира Муратова, Леонид Жуховицкий В ролях: Кира
Муратова, Нина Русланова, Владимир Высоцкий, Александр Глазырин,
Светлана Немоляева и др. Музыка: А. Каравайчук Оператор: Г. Карюк
20.01.2003
Второй полнометражный фильм Киры Георгиевны Муратовой, одного из
талантливейших авторов поэтического кино.
Фильм "Короткие встречи" повествует о женской доле вообще и
конкретно - о судьбах нескольких советских женщин, обитательниц
захолустного городка. Это печальная лирическая история о невозможности
счастья, потому что средние советские люди середины 60-х утратили
реальную связь с землей и домом, заняты бессмысленным, не приносящим ни
физического, ни душевного удовлетворения трудом, вне зависимости от
того, служат ли они секретарями райисполкома или домработницами, геологи
они, чиновники или буфетчики.
Серые, грустные, похожие один на другой дни будничной жизни не
отменяются даже снами и воспоминаниями о долженствующих быть самыми
счастливыми днях любви, ибо и любовь, явление само по себе непрочное,
хрупкое, в нашем бытии, точнее быте, не может быть радостной.
Да, люди хранят благодарность своим спутникам, но жить вместе не
могут, ибо, хоть и тянутся как биологические виды к единению друг с
другом, но не могут преодолеть самости, направленной прежде всего на
деятельность, и ужаснее всего то, что деятельность-то эта отупляющая,
бессмысленная, разрушающая живую душу. Называется она строительством
нового общества, но давным-давно утратила и смысл, и цель, и энтузиазм.
Иными словами, жизненный путь героев картины, неплохих, в сущности,
небесталанных людей, - цепь разочарований, одиночеста, саморазрушения, в
конце которого...
По сути фильм трагичен, однако лишь в самой глубине его этического
содержания. Эстетически же это - тонкое черно-белое кинематографическое
стихотворение, прочтенное, прожитое тремя гениальными актерами, где
первую партию исполняет, как бы выступает в качестве камертона, сама
Кира Муратова. Она играет главную роль, роль умной и порядочной
ответственной работницы райисполкома, чья внешняя жизнь - бессмысленная,
в общем, суета и сплошь маска, а истинная, душевная жизнь -
страдальческое ожидание мужа, пропадающего с неизменной подругой-гитарой
в геологических экспедициях. В роли геолога - и как бы самого себя -
занят Владимир Высоцкий. Роль юной деревенской девушки, не то случайной
возлюбленной геолога, не просто по уши влюбившейся в него деревенской
простушки исполняет юная Нина Русланова.
Привычного любовного треугольника, однако, в картине нет, ибо
мужчина намечен лишь как образ-вдохновение, образ-воспоминание, которым
и живут героини, случайно встретившиеся и привязавшиеся друг к другу.
Когда же возвращение героя делается возможным и даже реальным событием,
младшая героиня, чистая деревенская девушка, как бы причастившаяся
городских благ и городской же отравы, находит в себе силы уступить грезу
о счастье сопернице и покидает скучный, не живущий, а лишь существующий
городишко. Быть может, она вернется в отчий дом, на землю, быть может,
обретет еще и смысл жизни, и счастье, а может быть, перекочует в другой
такой же провинциальный райцентр, чтобы жить, как все, без смысла и
цели, и умереть, случайно и навсегда.
Помимо главных героев, в картине немало второстепенных и
эпизодических персонажей, отнюдь не маргиналов, а самых обычных россиян,
каждый из которых по-своему несчастен в стране торжествующей социальной
справедливости. Идеальный подбор актеров позволяет Муратовой очертить
советское общество в миниатюре таким образом, что перед зрителем за
полтора часа предстает галерея не просто образов, но трудных, живых,
зримых людских судеб. Каждый эпизод картины одновременно и поэтичен, и
драматичен; каждый из персонажей знаком, узнаваем, вызывает сочувствие.
"Короткие встречи" - поразительный и совершенно русский фильм, ибо
под покровом холодноватой экзистенциалистской эстетики, в глубине
содержания, выстроенного как бы по принципам творчества Антониони, за
каждым кадром, под текстом или над текстом неизменно трепещет источник
тепла - собственное авторское и идущее, конечно, от Чехова, сочувствие к
простым, ничем не примечательным, обычным людям, чья жизнь вечными
отечественными заморочками несомненно погублена, но душа жива и болит,
как болела она у Чехова, как болела вчера и болит сегодня еще сильнее у
истинного поэта в кинематографе, Киры Муратовой.