сказка Продолжительность: 92 США 2001 Режиссер: Петер Доктер Продюсер: Дарла К. Андерсон Сценарий: Джилл Калтон, Петер Доктер, Ральф Эгглстон, Ретт Рис В ролях: Музыка: Оператор:
28.01.2003
Очаровательная анимационная лента студии Уолта Диснея,
фантастическая, юмористическая и боевая одновременно сказка, однако в
существе своем глубоко лиричная и теплая.
Должно ли добро быть с кулаками? - как бы вопрошает она в очередной
раз. И если мы вспомним старые волшебные сказки, классическую и
современную фантастику, то и ответим на вопрос утвердительно, как бы нам
порой ни хотелось обратного: должно. Ибо зло такими вопросами не
задается и кулаками обладает увесистыми. А чем же тогда отличается добро
от зла? Вероятно, тем, что к кулачной аргументации прибегает лишь
вынужденно и весьма неохотно.
"Корпорация монстров" наглядно раскрывает эту несложную
проблематику, рассказывая кукольную историю из некого будущего, в
котором, люди, надо полагать, а не монстры, собрав из собственных
детских страхов промышленное предприятие, вырабатывающее из криков
испуганных малышей электрическую энергию, поставили милую детскую
фантазию на, так сказать, экономическую платформу. Преприятие разрослось
в корпорацию, зажившую собственной жизнью, а значит, и
коррумпировавшуюся, и потогонную, и проч., и проч.
Корпорация сия производит самых разных уродов и чудовищ,
соперничающих между собой за первенство в пугании малышей, сиречь в
получении прибылей. Среди чудищ, как и среди людей, есть существа
талантливые и бездарные, милые и подлые, разбитные и себе на уме.
Парочка главных героев - образцовые представители типичных для
голливудской анимации "голубого героя" и раздолбая, их враг номер один
сделан, пожалуй, с большей выдумкой, ибо почти всемогущ и внешним видом
своим откровенно отыслает зрителя к библейскому змию - искусителю Евы и
Адама, как бы сошедшему с картинок Жанна Эффеля. И то сказать - мы же
находимся в сказочно-фантастическом времени и пространстве
постмодернисткой эпохи.
"Наши", разумеется, побеждают, но достается им эта победа ценой
драк, обид и, главное, душевных страданий. Последние придают шаблонному,
в общем, сюжету, драматургическую глубину и художественную
убедительность.
В течение полутора часов героям приходится спасать крохотную
девочку от амбициозного змия-искусителя и не менее коварного
человекокраба, президента корпорации, борющихся за безраздельное
господство в этом параллельном мире, а, быть может, и во всех мирах,
ведь, похоже, "Monsters, inc" - главный источник дешевой энергии в
антиутопическом мире будущего. За это время зритель успевает увидеть не
только все мыслимые и немыслимые виды погонь, свалок и поединков между
противоборствующими сторонами, но и пережить вместе с "хорошими" героями
всю гамму эмоций: от любви - к отчаянию и от отчаяния - к любви.
Мелодичный саундтрек, очаровательные куклы, высший технический
уровень - все работает на отменную драматургию, создавая замечательное
зрелище, придуманное Петером Доктером, уступающее, конечно, классическим
фильмам Уолта Диснея, но лишь немного - ровно настолько, насколько
всякий продолжатель не может не уступать первооткрывателю.
"Корпорация монстров", как и все лучшие картины студии Диснея, -
лента для зрителей всех возрастов, одновременно пародийная и серьезная,
боевая и лиричная, очень яркая и чуточку грустная, словом, такая, какой
и должна быть настоящая сказка, та, что "ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок".