гангстерская драма Продолжительность: 112 Великобритания 2001 Режиссер: Дон Бойд Продюсер: Нил Уэйсман, Габриела Бейкер Сценарий: Ник Дэвис, Дон Бойд В ролях: Ричард Харрис, Линн Редгрейв, Том
Белл, Эмма Катерхуд, Эдан Гиллен, Луиза Ломбард, Пол МакГанн и др. Музыка: Дейдре Гриббин, Саймон Ф Оператор: Деволд Окема
18.03.2003
Отнюдь не скрывая своих намерений, авторы предварили картину
эпиграфом из "Короля Лира" и выстроили ее почти в полном соответствии с
бессмертной трагедией Шекспира. В самом деле, чем главный мафиозо
современного Ливерпуля не король? Самый настоящий, только что в Тауэре
не коронованный. Тауэр, правда, в Лондоне, да все же в туманном
Альбионе, а не где-нибудь в Чикаго. Отчего бы и не иметь ливерпульскому
Вито Корлеоне трех дочерей, не разругаться вусмерть с младшей,
трагически-нелепо потеряв любимую жену и на той почве заработав манию
преследования, не отдать, старшим царство да и не попасть, как кур в
ощип, в лапы хищных наследниц - яблочки от яблоньки, как известно...
Все точно по Шекспиру, даже свой ослепленный Глостер имеется, вот
шута нет. Вместо шута - малолетний внук-мулат: все соображает, но почти
ничего не говорит. Боится. И правильно делает, потому как убьют его,
сердешного, безжалостные головорезы одной из соперничающих старших
сестер. Умирает, стало быть, будущее "семьи", а не ее прошлое, как то
происходит в голливудском оригинале - в первой части "Крестного отца".
Далее все всех убивают, сестрички Гонерилья и Регана аж сами друг друга
режут и красиво затем распластываются, просто как Дон Жуан и Дона Анна,
на паркете в шикарной кухне.
Все, значит, точно по Шекспиру - до самого финала. А вот в финале
ни отец, ни младшенькая не погибают, но и в объятия друг друга не
заключают, а подставив враждующие банды и дождавшись их самоистребления,
печально оглядывают друг друга и необратимо расходятся в разные стороны,
гонимые ветром, но солнцем не палимые. И то сказать: не Флорида, чай, а
серый промышленный город Битлов и бандитов. Наверное, не погибают они
потому, что уже погибли, так сказать, морально.
Даже не знаю, что еще написать. Все в Ливерпуле, естественно,
продано, расхищено, пропито и пронюхано вместе с проститутками: честь,
понимаете ли, совесть и наша эпоха, в которую жить стало лучше, жить
стало веселей. Все в этом лироподобном фильме на самом деле состряпано
под "Крестного отца", но много-много хуже. И все в этом фильме только
"косит" под трагедию, по сути являясь затянутым гангстерским боевиком -
кровища да блевотина. Так что если бы не сэр Ричард Харрис, с холодной
уверенностью забывший и про Брандо, и про ДеНиро, и про Пачино... и про
Лира, ни с ума не сошедший, ни красивых истин не выкрикивающий, а на
шекспировского короля похожий лишь короной белоснежных растрепанных
волос да, может быть, единым мигом небеса проклинающего отчаяния, с
каким пережил единственное настоящее горе - смерть внука - и сделавший
тем не менее и своего Лира, и своего Корлеоне... В общем, если бы не
Харрис, не то что о трагедии - и о драме-то говорить бы не пришлось.
Ради Харриса, недавно покинувшего нас, и стоит посмотреть этот
ничем иным не примечательный фильм, в котором авторы - ну, конечно,
давно пора! - замахнулись, братцы, - а чем мы хуже Куросавы? - на самого
Вильяма... э-э-э... Шекспира.