ироническая криминальная драма Продолжительность: 90 Германия 2000 Режиссер: Маттиас Глазнер Продюсер: Вернер Поссардт Сценарий: Маттиас Глазнер В ролях: Мориц Бляйбтрой,
Николетт Крибитц, Ричи Мюллер, Ким Волкер, Спенглер и Коринна Харфоух,
Ларс Рудольф и др. Музыка: Фетиш, Мейстер Оператор: Соня Ром
09.04.2003
Первое, что завораживает зрителя - великолепная музыка. Затем в
дело вступает камера, встраивающая видеоряд картины в изысканную,
исполненную изящной пластики, стилистику современного европейского кино,
но одновременно и недвусмысленно напоминающая об истоках немецкого
постмодерна в кинематографии - о фильмах Шлёндорфа, Херцога, Вендерса и
- прежде всего - Фассбиндера.
Так, совершенно естественно совмещая Вендерса и Фассбиндера с
Тарантино и Гаем Ричи, и рассказывает Глазнер по сути феллиниевскую
историю сегодняшней Кабирии, заставляя грубоватую и некрасивую
коротышку, мечтающую о славе профессиональной модели, выбирать между
грубой "солдатской" любовью ее сожителя - мелкого гангстера и владельца
ночной дискотеки - и гипотетическим миром самостоятельности и свободы,
какового для нее, разумеется, не существует, поскольку все дороги всего
мира ведут либо в грохочущий люминесцентный зал дискотеки, где сжигают
жизнь наркоманы и шлюхи, либо в потайное помещение над этим залом, где
скалываются с круга некоронованные короли Миллениума - крестный родитель
города, трансвестит с разноцветной татутировкой в половину обритого
черепа, и грудастая свита его/ее телохранительниц.
Третья сторона любовного треугольника - талантливый ди-джей,
прикидывающийся слепым (М. Бляйбтрой) ради сначала заработка, потом ради
спасения жизни друга, наконец - потому что в угарном мире конца
тысячелетия выжить может разве что безвредный инвалид.
Сюжетный камень преткновения - дипломат с наркотиками. Владелец
клуба должен доставить его свирепому трансвеститу, но никак не может
заполучить, потому что автомобиль гангстера, в багажнике которого
дипломат покоится, в порыве отчания захватывает наша Кабирия. Она
мечется на колесах по неспящему городу на пару с симпатичным ди-джеем
(полюбившим ее? уставшим от жизни? слабовольным интеллигентом-хлипаком?
- верно любое утверждение) ночь напролет, ссорясь, совокупляясь, танцуя
под дождем (уже только ради одного этого дивного танца из старинного
американского мюзикла, снятого в постфассбиндеровской стилистике и
великолепно исполненного новой Кабирией - Николетт Крибитц, фильм надо
посмотреть обязательно!) и как бы обещая зрителю знаменитую финальную
улыбку Джульетты Мазины...
"Ночи Кабирии" Феллини обошлись без убийств (если не считать убитой
души, но то душа - коли она есть, человек способен к возрождению). Тема
классического итальянского фильма, скорее всего, торжествующая надежда
на конечную победу гуманизма. "День Ди-Джея" (тематически картина тоже
небезнадежная, но, как и всякое честное сегодняшнее художественное
произведение, весьма далекая от сколько-нибудь оптимистического взгляда
на бытие) завершается гибелью всех негодяев, даже и тех, кто способен на
любовь, ибо нынешний негодяй уже ничего не боится и ничем не склонен
свою греховность оправдывать: я - как мир, а мир - мой!
Финал фильма - единственно возможное верное решение! - открытый:
помятые, побитые, но НЕ МЕРТВЫЕ герои Кребитц и Бляйбтроя вновь танцуют
- на обочине междугородной магистрали, в размыто-кровавом зареве
рассвета, в присутствии свежего трупа любовника героини... танцуют
спотыкаясь, хромая, в преддневной тишине, без музыкального
сопровождения, но все-таки - танцуют. Любовь?.. Обретенная надежда на
счастье?.. Куда там - просто потому что живы, просто потому что мужчина
и женщина! Танцуют танго без намека на страсть, без улыбки, всерьез как
по производственной необходимости - как бы выживая и оживая, Бог весть
для чего и надолго ли...
Так ведь, собственно, брела-танцевала и Кабирия Мазины, чья
знаменитая улыбка коротким намеком промелькнула, так и не озарив лица -
нет, вовсе не героини, а единственного во всей этой истории склонного к
чувствительности (потому что музыкант) ди-джея. Промелькнула, не
разродившись, - и под пронзительную мелодию уступила место наезжающим из
черноты финальным титрам.