криминальная мелодрама Продолжительность: 114 Франция 2003 Режиссер: Жак Одьяр Продюсер: Филипп Каркассон, Жан-Луи Ливи Сценарий: Жак Одьяр, Тонино Бонаквисто В ролях: Венсан Кассель, Эммануэль Дево, Оливье
Гурме, Оливия Бонами, Оливье Перрье, Серж Бутлерофф и др. Музыка: Александр Десплат Оператор: Матьё Вадепьед
09.04.2003
Французский ответ российской картине "Страна глухих" и немецкой "За
гранью тишины" показался мне не слишком удачным, несмотря на безусловно
запоминающуюся актерскую работу Эммануэль Дево. Актриса хороша, как
всегда интересен и Венсан Кассель. Сам же фильм, начинающийся как
социально-психологическая драма, как драма некрасивой, почти глухой
женщины на середине четвертого десятка, всю жизнь проводящей на службе,
сказать по-нашему - изо всех сил пашущей на нечистоплотных мужиков -
хозяев жизни, неожиданно встречающей свою любовь в лице только что
вышедшего из тюрьмы молодого вора... Сам же фильм, говорю, к сожалению,
скатывается в скучноватый, затянутый симбиоз мелодрамы и
окологангстерского боевика, поскольку психологию тянет на себе одна
Дево, а сценарий и камера большую часть времени следят за всеми нами
тысячу раз виденными, а здесь к тому же сделанными не слишком
выразительно криминальными играми, в которые ни героиня, ни
настроившийся на серьезный "труд души" зритель играть вовсе не хотят.
В итоге складывается впечатление, подмеченное и автором аннотации,
напечатанной на коробке видеокассеты: "Она учит его хорошим манерам, он
ее - плохим". Он научил - втянул ее в "опасные связи" конца тысячелетия.
Она? Чему-то научила его, чем-то просветлила темную грешную душу
преступника? Или отыграется потом? Все сказанное должно домысливаться
зрителем. Но вот будет ли?
Или, может быть, все не так? Никто никого ничему не учит да и не
может научить - так складывается жизнь в этом мужском мире: жена да
прилепится к мужу своему. Пока "мужа" мордуют, что твоего Бонда, по
подозрению в краже гангстерских сумасшедших денег, "жена" эти деньги для
"мужа" крадет, даже и не надеясь, что когда все благополучно закончится,
он останется с ней. Но может быть, и останется - фильм заканчивается
скромной эротической сценой в машине, где 35-летняя глухая некрасавица
получает наконец свою долю женского счастья в объятиях измордованного
преступника. Может быть, и в качестве благодарности.
Финал безусловно открытый. Вопрос - КУДА открытый.
Интересно, что едва ли не все фильмы последнего десятилетия, за
исключением костюмных, вне зависимости от жанра, показывают одно и то
же: криминальный мир. Только ли пресловутая сытая западная жизнь тому
причиной? Не пропал ли в нашем мире сам смысл НОРМАЛЬНОЙ человеческой
жизни и созидательной работы, так сказать, для будущего? Ведь если это
так - мы пропали, всё пропало, мироздание наше (и для нас) пропало.
Интересно и другое: самые разные художники все чаще и чаще обращают
внимание на людей с разнообразными уродствами, физическими и
психическими недостатками. Только ли пресловутая политкорректность тому
причиной? Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что в складывающейся
общей картине современного западного (и, конечно, нашего тоже) искусства
достаточно отчетливо прорисовываются черты даже уже не "Заката Европы" и
не "Сумерек богов", а явного распада цивилизации, созданной белой расой,
или, по крайней мере, индо-европейской культуры?