мистическая драма Продолжительность: 118 Дания - Франция - Норвегия - Швеция 2002 Режиссер: Оле Борнедаль Продюсер: Пер Холст, Аксель Хельгеланд Сценарий: Йонас Корнелл, Оле Борнедаль (по роману Х. Васемо "Книга Дины") В ролях: Мария
Бонневи, Жерар Депардьё, Кристофер Экклестон, Ханс Матесон, Бьорн
Флоберг, Пернилла Огуст, Мадс Миккельсен, Йорген Лангкелле и др. Музыка: Марко Белтрами Оператор: Дан Лаустсен
05.05.2003
Об этом фильме много говорили в превосходных степенях, он получил
ряд призов различных МКФ, однако интересен, по-моему, главным образом
работой художника, оператора, композитора и исполнительницы главной
роли, причем в "детских" эпизодах.
Это романическая и вполне готическая история в духе сестер Бронте,
но со скандинавским акцентом про женщину с сильным характером, а оттого
совершенно нетерпимую в мужском мире середины XIX века. Нелегкий
характер, порожденный общей дикостью глубоко провинциальной тогда
Норвегии, состоялся как таковой из-за невольного, естественно, убийства
матери, совершенного маленькой девочкой, и неадекватной реакции на эту
трагедию бешеного ее отца.
Дальнейшее - отнюдь не путь к единственной любви, только и
способной укротить строптивую, как уведомляет аннотация отечественных
издателей кассеты, а поиски несчастной, склонной к радикальному - путем
убийств ближних - решению житейских проблем, женщиной самой себя,
собственной сути, способной хоть как-то ориентироваться в реальном мире,
периодически застилаемом ущербными подсознанием и психикой.
Депардьё в роли скандинавского Петруччио, которым также клялись
рекламных дел мастера, тоже, в общем, никаких чудес актерского искусства
не выказывает - играет, как обычно, профессионально. Только вот играть
ему особо-то нечего - не считать же, в самом деле, лицедейством высокого
полета ряд постельных сцен в чем мать родила, да посмертное явление в
виде сине-зеленого столь же голого призрака - натуральный Фантомас! -
жене-убийце.
Но совсем уж веселые - отнюдь не по задумке авторов - минуты
доставил вашему рецензенту персонаж из российской жизни - то ли
шестидесятник-чернышевец-бакунинец, то ли народоволец
Александр-Ульяновского пошиба, то ли вообще явление первое футуристов и
большевиков в одном лице - черномазый и чернобородый русский парень,
декламирующий заплетающимся языком стихи Пушкина, коего как раз все
перечисленные партии и движения отнюдь не жаловали, черномазый, говорю,
парень, в которого героиня, ничтоже сумняшеся ухлопавшая нежными ручками
нескольких ни в чем не повинных людей, благополучно влюбилась,
пообещавшись исправиться.
Короче говоря, полный бред и был бы бредом законченным, кабы не
изумительной красоты северные пейзажи, дивная струнная музыка (забыл
сказать, что героиня ко всем ее странностям еще и гениально одаренная
виолончелистка-самоучка) да самозабвенная - иначе и не скажешь - игра
совсем маленькой девочки, гораздо натуральнее, нежели обласканная
критикой Мария Бонневи, сумевшей передать столь сложные состояния
психики своей героини, как стыд и отчаяние, ужас и даже пограничье с
сумасшествием.
Фильм для зрителей, пуще же - для зрительниц, успевших выйти из
нежного возраста.