трагисатирическая антиутопия Продолжительность: 137 Великобритания 1984 Режиссер: Терри Гиллиам Продюсер: Арнон Милчан Сценарий: Терри Гиллиам, Чарлз Маккион, Том Стоппард В ролях: Джонатан Прайс, Роберт ДеНиро, Кэтрин Хелмонд, Боб
Хоскинс, Йен Холм, Майкл Пэлин, Йен Ричардсон, Питер Вон, Еим Фрайст и
др. Музыка: Майкл Кэмен Оператор: Роджер Пратт
12.05.2003
Один из лучших, если не лучший фильм американского режиссера Терри
Гиилиама, работающего преимущественно в Великобритании, снят, как и
другие его картины, в жанре сатирической фантастики. В данном случае это
сатирическая антиутопия, откровенно продолжающая "1984" Оруэлла. Не
оспоривая мнение С. Кудрявцева (CD Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия,
статья о Гиллиаме) о том, что сравнение "Бразилии" с "1984" выглядит
явно в пользу Гиллиама, тем не менее не могу и согласиться с ним уже
хотя бы потому, что этот фильм, снятый именно и намеренно в 1984 году,
сделан, что называется, по мотивам, то есть ПРОДОЛЖАЕТ оруэлловский
текст. И, стало быть, не отменяет и не заменяет его. А вот продолжает и
в самом деле замечательно. Причем продолжает (а лучше бы сказать -
отталкивается) Гиллиам не только Оруэлла, но, может быть, еще больше от
Кафки, ибо не Оруэлл и даже не задолго до него Замятин (в романе "Мы")
породил одновременно гротескный, унылый, бесчеловечный и тотально
бюрократический художественный мир будущего. Его создал в романе
"Процесс" Франц Кафка. Лучшую же экранизацию "Процесса" осуществил в
1963 г. Орсон Уэллс (см. рецензию на нашем сайте), и потому если уж
сравнивать фильм "Бразилия" с чем-нибудь в этом жанре, то лучше всего,
вероятно, именно с уэллсовским "Процессом".
Да, собственно, именно к этому сравнению Т. Гиллиам и подталкивает
зрителя, выстраивая на экране подавляющий безвоздушной масштабностью
бездарный мир будущего, в котором любой человек есть винтик механизма,
от рождания вставленный в предназначенное ему гнездо, и гнездо это
нельзя поменять даже по блату, даже если ты обитаешь на верхних этажах
этого мира-небоскреба, мира-пищевода, даже если тебе предлагают поменять
гнездо, ведь, в сущности, ты в этом мире именно винтик, поддерживающий
какой-либо узел конструкции, и тебя, значит, можно заменить, открыв
крышечку блока и покопавшись в вывалившихся наружу трубах искусственного
кишечника. Что с завидной периодичностью и делают персонажи картины.
Мир-небоскреб, мир-кишечник XXI века, однако, время от времени
сотрясается не только из-за усталости механизмов, но и потому что в нем
завелись террористы - люди-микробы. С террористами-микробами
небезуспешно, но и не победоносно борются люди-антивирусы, понятно, из
спецслужб, понятно - такие же унылые, как и все остальные обитатели
будущего, бюрократы с компьютерами, больше похожими на ундервуды с
проводами-кишками.
Герой-винтик включает поэтическое воображение и вываливается из
собственного гнезда, потому что случайно и невовремя влюбляется.
Случайно и невовремя влюбляются все и всегда. Беда эта и у людей и у
человеков-винтиков заканчивается обыкновенно просверливанием новых
дырочек по собственному (так нам кажется) разумению. Беда героя в том,
что его пассия оказалась свидетельницей ошибки непогрешимой (лишь с
виду, но ведь создавать видимость - это и есть основная функция, смысл
жизни любой бюрократии, тем более бюрократии тоталитарного государства)
системы, взявшей и уничтожившей НЕ ТОГО, "поручика Киже",
винтика-обывателя, принятого за террориста.
Суетно и бестолково пытаясь отыскать и спасти свою любовь, мечется
винтик-чиновник по этажам и улицам "Бразилии" (города-здания,
мира-здания, мироздания - так, скорее всего, можно понять название
фильма), натыкаясь то на пасивное, то на активное сопротивление
механизма, а то погружаясь в романтические сны, в которых он, двуногий
червячок, обретает ангелические крылья и, как святой Георгий с сияющим
мечом, сражается за свою тоже крылатую любимую с монстрообразным
татароподобным великаном.
Точно так, говорят, воевал Терри Гиллиам с продюсерами за печальный
финал своего фильма, напоминающий более всего опять же Кафку (сказали:
казним через месяц - и казнили) и кубриковский "Заводной апельсин".
Герой-винтик не может победить систему, даже если он главный герой, а
система на самом деле давным-давно прогнила насквозь, ведь герой-то -
винтик, выпавший из гнезда, а вовсе не личность, наделенная от Бога
свободой воли. Нет и не может быть в мире-кишечнике ни Бога, ни воли, ни
свободы.
Режиссер отстоял свою идею, отстоял подчеркнуто - картина содержит
как бы два финала: в первом - финале-сне - террористы умыкают героя
прямо с электрического стула, и он, воспарив в голубые небеса, встречает
там свою любимую; во втором - открытом, но совершенно ясном - герой
пробуждается от сна для того, чтобы принять смерть, нет, уничтожение,
переработку - ведь он же винтик.
Ленты Гиллиама поражают обыкновенно не содержанием (оно хорошо
простроено, в достаточной мере умно и критично, однако особой
оригинальностью не отличается), не актерскими работами (хотя режиссер
умеет и любит работать с талантливыми исполнителями), но яркой, сочной
(даже если мрачной) живописностью, каждый раз колоссальными (если не
глобальными) масштабами макетов, вообще масштабностью придуманных (пусть
и не всегда лично им, Гиллиамом) миров. Таков именно мир "Бразилии", мир
будущего без человека и Бога, мир будущего без будущего.