драма Продолжительность: 147 Польша - Франция 2002 Режиссер: Роман Поланский Продюсер: Роман Поланский, Роберт Бенмусса, Ален Сард Сценарий: Рональд Харвуд (по книге Владислава Шпильмана) В ролях: Адриан
Броуди, Томас Крешман, Фрэнк Финлей, Маурин Липман, Эмилия Фокс, Эд
Стоппард, Джулия Райнер, Джессика Мейер, Михал Жебровский и др. Музыка: Войцех Килар Оператор: Павел Эдельман
12.05.2003
Удивительный фильм: длиннющий и не захватывающий, но не отпускающий
от экрана до последнего титра, холодноватый и принципиально не
мелодраматичный, но заставляющий переживать как собственные все
перипетии робинзонады своего одновременного отстраненного, остраненного
и глубоко символичного героя в мире - нашем, нашем, нашем - намеренно
детализированном, и потому тоже остраненном и символичном. Фильм как бы
специально документализированный, фильм как бы провозглашающий: это
было, это было именно так, это было именно с этим человеком. И с этим
миром.
Не: ТАК МОГЛО БЫТЬ, то есть не выдумка, не художество, ни в коем
случае НЕ ИСКУССТВО; но именно: ТАК БЫЛО. И, конечно: ТАК МОЖЕТ БЫТЬ. И
оттого - вдвойне, втройне ИСКУССТВО.
Последнее - ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, то есть так ЕЩЕ может быть - ужасает,
последнее же, кроме того, укоряет всех тех, кто из реального кошмара
бытия извлекает сентиментальные ужастики художеств, вроде спилберговских
"Шиндлеров" и "Райанов". Фильм, если угодно, приговаривающий
спилберговский Голливуд - фабрику грез, к тем же испытаниям (хотя бы на
экране), что довелось пройти Европе, ее культуре, ее людям, народу
Романа Поланского, народу персоны нон грата в государстве США.
Но государство государством, а Голливуд Голливудом. Присуждение
главного "Оскара" "Пианисту" может означать и способность американских
киноакадемиков понимать что есть что и кто есть кто в кинематографе, и -
скорее всего - политкорректность (политиканство), продиктовавшую
господам из Голливуда необходимость такого решения. К тому же и
соперники "Пианисту" достались не равные: скучноватые и сюрно-красивые
"Часы", добротная, но несколько кукольная "Фрида", даже и "Чикаго" -
блестящий, но в драматургическом смысле стандартный мюзикл... Все это
нисколько не умаляет высшей закономерности победы Р. Поланского:
страшный и холодный как лед, снятый, сыгранный и, конечно же,
озвученный, что называется, по гамбургскому счету, "Пианист", должно
полагать, пополнит ряды киноклассники.
О самом же фильме, его сюжете, его драматургии, сухо и точно
переведшей в визуальный ряд словесные воспоминания польского еврея
Владислава Шпильмана о времени оккупации Польши гитлеровской Германией,
о поголовном истреблении всего еврейского населения страны, о куда более
одинокой, страшной и безысходной, нежели робинзонада йоркского моряка,
робинзонаде "последнего из варшавских евреев", пианиста Владислава
Шпильмана - рассказано в печати и в Сети уже так много, что нет смысла
повторяться.
Холодный ужас происходящего, от противного подчеркивающая его
музыка европейских романтиков, глаза правых и виноватых, судимых и
неподсудных, виновных и... Нет, безвинных не было. Не безвинен и тот
доблестный немецкий офицер, что не расстрелял, а накормил одичавшего
музыканта. Не безвинен и сам музыкант, не сумевший позднее оказать
помощь тому, кто по существу спас его. Не было безвинных, были лишь
виновные. Способные осудить себя - и не желающие этого делать.
Об этом-то по большому счету, наверное, и фильм Поланского, и
мемуары Шпильмана. И в этом-то, наверное, укор Спилбергу, если не суд
над городом и миром, Голливудом и искусством, человеком и человечеством.