комедия Продолжительность: 136 Россия 2003 Режиссер: Эльдар Рязанов Продюсер: Леонид Биц, Эльдар Рязанов Сценарий: Эльдар Рязанов (по мотивам фарса Жоржа Фейдо) В ролях: Евгения Крюкова, Николай Фоменко, Сергей
Маковецкий, Сергей Безруков, Наталья Щукина, Владимир Симонов, Федор
Чеханков, Андрей Толубеев, Эльдар Рязанов и др. Музыка: Андрей Петров Оператор: Николай Немоляев
09.06.2003
В новом, "отменно длинном, длинном, длинном" фильме мэтр Эльдар
Рязанов переработал старый фарс Жоржа Фейдо, перенес совершенно
водевильное его действо в родные осины, в лето 1914 года, перед самой
войной, насытил все это смешными и не очень пародиями на
окололитературный столичный мир постсимволистской эпохи, на декаданс
того времени и времени нашего, то есть, в последнем случае, надо думать,
на постмодернистов, которые очень любят складывать свои мозаики именно
из кусочков декадентских текстов, подмигнул тем самым понимающей
интеллигенции, а вообще-то говоря, сколотил очередную крепкую комедию
для домохозяек, комедию совершенно без второго плана, то есть картину,
во время просмотра которой вроде бы иной раз и смеешься, а по окончании
сеанса уже не помнишь - чему, не понимаешь - почему, а еще того пуще -
ощущаешь вдруг, что настроение-то твое, того, испортилось отчего-то.
Отчего бы?.. Может, несмотря на то, что все без исключения
рязановские ленты последнего десятилетия отмечены какой-то то ли
усталостью мастера, то ли беззубостью юмора, то ли, мягко говоря,
"второй свежестью" драматургии, все же каждый раз ждешь "лебединой
песни" (которую, надо полагать, Эльдар Александрович петь вовсе и не
собирается), ждешь смеха сквозь слезы, того, что был в "Бедном гусаре"
или в "Служебном романе", ждешь непедалированной, легкой философской
лирики, которой отмечены были его более ранние работы... Не знаю, не
уверен.
Хороший ли фильм "Ключ от спальни", фильм про то, как разбитная
бабенка, жена отставного артиллериста изменила ему с всегда одинаковым,
вне зависимости от режиссеров, драматургии, эпохи и нарядов персонажем
Николая Фоменко - и что дальше из этого вышло с тремя сторонами
треугольника, а равно и с прочими заинтересованными соучастниками
адюльтера (из которых, участников, отмечу Сергея Безрукова, смотрящегося
несколько натуральнее прочих даже и в пародийной - на "Онегина", что ли,
уважаемый Эльдар Александрович? - дуэли)? Вышла же, по картинке, Первая
мировая война, вследствие гусарской выходки безутешного рогоносца.
Н-да-а-с!.. И ведь не поставишь даже всем понятный сетевой значок
"))::"...
Так что, нет, фильм не хороший, а, как нынче почти всё, - так себе,
без вдохновения и уж точно без божества.
Крепкий ли? Да, крепкий, даже в меру смешной фильм крепкого старого
профессионала, внимательного к возможностям артистов, заставляющего даже
полных посредственностей играть... изображать более-менее убедительно,
лучше сказать терпимо.
Музыкальный ли? Конечно, музыкальный, с песнями Петрова на стихи
Северянина и Блока... Маковецкий с гривой кудрявых волос (Северянин?
Блок? Скорее Бессонов из "Хождения по мукам"), изображая пьяного
декадента, в сопровождении дородных девок из цыганского ансамбля спевает
"Я пригвожден к трактирной стойке"... Нет, право, трудно представить
бОльшую глухоту к поэзии да и к музыке, нежели та, что выказали здесь
Рязанов и Петров... Но не будем, не будем. Что толку-то!.. Сия глухота
заявлена была уж в михалковском "полосатом шмеле", но там хоть до
действительно высокой и трагической поэзии не добрались. Ах да, у нас
ведь это модно (моду Рязанов же и ввел), и теперь Пугачева, с зайчиком
рассорившись, кр-расиво пошлит: "Мело, мело по всей земле".
Сообщает ли что-нибудь этот фильм об изображаемой эпохе, о
Рязанове, о нас самих наконец?
Увы.
Кабы не нынешнее культурное и кинематографическое безрыбье, честное
слово, нелишне было бы напомнить читателю афоризм Чарлза Дарвина: "Я бы
ученых после 60 убивал, поскольку создать они уже ничего не могут, а
молодым работать мешают". Или же напомнить другое - без излишней
кровавости - явление (кстати, отечественное и как раз из той самой,
изображаемой Рязановым, эпохи) - Маяковский со товарищи устраивали суды
над современной им поэзией и своими шутейными постановлениями запрещали
иным мэтрам сочинять стихи: кому на год-другой, а кому и вообще.
А кончается эта фильма хорошо, дорогой мой читатель. Как в
Голливуде - все перецеловались и переженились - кто на ком хотел, на том
и переженился.