черная комедия Продолжительность: 107 Франция 2002 Режиссер: Гийом Кане Продюсер: Ален Атталь Сценарий: Гийом Кане, Филипп Лефевр В ролях: Франсуа Берлеан, Гийом Кане, Диана Крюгер, Филипп Лефевр, Жиль
Лелюш, Даниэль Прево, Клотильда Коро и др. Музыка: Синклер Оператор: Кристоф Оффенстейн
13.06.2003
Черная социально-психологическая сатира молодого французского
режиссера и актера Гийома Кане "Мой идол" вышла у нас на кассетах под
названием "Как скажешь". Перевод небуквальный, но соответствующий
содержанию, даже, быть может, подчеркивающий социально-сатирическую
составляющую картины. И все же, какая особенная необходимость заставляет
наших правообладателей подменять оригинальные названия отсебятиной - не
понимаю.
Фильм же, по моему, отличный. Это история способного, но
слабовольного молодого тележурналиста, безуспешно пытающегося пробиться
на экраны в качестве автора и ведущего телешоу, заглядывающего в рот
своему пожилому эстравагантному богачу-продюсеру, не имеющего ни жесткой
хватки, столь необходимой в дележе пирога, ни, как выясняется по ходу
ленты, настоящего внутреннего стержня для того, чтобы всерьез
противостоять искушениям растлевающей роскоши... Да и просто
посредственного человечка, ведь в конечном счете все его, на первый
взгляд, оригинальные придумки, на самом деле ничего существенного в
телебизнес не приносят.
Зато вот продюсер - форменная акула капитализма, из тех, что не так
давно любили изображать в нашей прессе. Случайно присмотревшись однажды
к пареньку, этот матерый хищник ни с того, ни с сего вдруг приближает
его к себе, приглашает в загородное имение, дабы якобы поработать над
сценарием задуманной героем программы, укладывает в постель будущей
телезвезды собственную молодую жену, а наутро раскрывается во всем, так
сказать, блеске и нищете.
История психологического подавления слабого сильным, история
растления хилой, но живой души богатством и бездельем оборачивается
трагическими, триллероподобными событиями, в исходе которых жертве
удается спастись лишь чудом, спастись физически, но не духовно, охотнику
же приходится погибнуть, но погибнуть лишь формально, ибо фактически,
ринувшись вниз с крыши небоскреба (поклон братьям Коэнам), богач,
убивший накануне нескольких человек, в том числе и собственную жену, не
умирает, а скорее преображает видимый облик, после неправедной жизни и
смерти чувствуя себя как рыба в воде или птица в полете.
Мультипликационный эпилог к игровому фильму, по-моему, замечательно
подчеркивает идею текста: не общество, а все мироздание в целом
построено на беспринципности и наживе и есть не что иное как искомый рай
для подлецов и гангстеров, дергающих за ниточки малых сих, не то что не
желающих - о, нет, еще как желающих, да вот неспособных кусаться,
дергающих, говорю, за ниточки и наслаждающихся нашим барахтаньем "за
стеклом", за тем самым стеклом, за которым мы с вами, оказывается,
кувыркаемся давным-давно - всегда, воображая, что это мы смотрим в ящик,
а не он в нас.
Эх, вот ведь штука-то какая выходит - мы "за стеклом" не у Бога, а
у продюсеров: богачей, работодателей, руководителей, политиканов...
Отличная драматургия, блестящие актеры, неординарный фильм,
успевающий одновременно по делу цитировать классику (от Б. Фосса до
Коэнов), плести почти детективную интригу и наглядно демонстрировать
нам, над кем же мы, собственно говоря, смеемся. Обязательно посмотрите!