Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КАК СКАЖЕШЬ (MON IDOLE)

черная комедия
Продолжительность: 107
Франция 2002
Режиссер: Гийом Кане
Продюсер: Ален Атталь
Сценарий: Гийом Кане, Филипп Лефевр
В ролях: Франсуа Берлеан, Гийом Кане, Диана Крюгер, Филипп Лефевр, Жиль Лелюш, Даниэль Прево, Клотильда Коро и др.
Музыка: Синклер
Оператор: Кристоф Оффенстейн


13.06.2003

Черная социально-психологическая сатира молодого французского режиссера и актера Гийома Кане "Мой идол" вышла у нас на кассетах под названием "Как скажешь". Перевод небуквальный, но соответствующий содержанию, даже, быть может, подчеркивающий социально-сатирическую составляющую картины. И все же, какая особенная необходимость заставляет наших правообладателей подменять оригинальные названия отсебятиной - не понимаю.

Фильм же, по моему, отличный. Это история способного, но слабовольного молодого тележурналиста, безуспешно пытающегося пробиться на экраны в качестве автора и ведущего телешоу, заглядывающего в рот своему пожилому эстравагантному богачу-продюсеру, не имеющего ни жесткой хватки, столь необходимой в дележе пирога, ни, как выясняется по ходу ленты, настоящего внутреннего стержня для того, чтобы всерьез противостоять искушениям растлевающей роскоши... Да и просто посредственного человечка, ведь в конечном счете все его, на первый взгляд, оригинальные придумки, на самом деле ничего существенного в телебизнес не приносят.

Зато вот продюсер - форменная акула капитализма, из тех, что не так давно любили изображать в нашей прессе. Случайно присмотревшись однажды к пареньку, этот матерый хищник ни с того, ни с сего вдруг приближает его к себе, приглашает в загородное имение, дабы якобы поработать над сценарием задуманной героем программы, укладывает в постель будущей телезвезды собственную молодую жену, а наутро раскрывается во всем, так сказать, блеске и нищете.

История психологического подавления слабого сильным, история растления хилой, но живой души богатством и бездельем оборачивается трагическими, триллероподобными событиями, в исходе которых жертве удается спастись лишь чудом, спастись физически, но не духовно, охотнику же приходится погибнуть, но погибнуть лишь формально, ибо фактически, ринувшись вниз с крыши небоскреба (поклон братьям Коэнам), богач, убивший накануне нескольких человек, в том числе и собственную жену, не умирает, а скорее преображает видимый облик, после неправедной жизни и смерти чувствуя себя как рыба в воде или птица в полете. Мультипликационный эпилог к игровому фильму, по-моему, замечательно подчеркивает идею текста: не общество, а все мироздание в целом построено на беспринципности и наживе и есть не что иное как искомый рай для подлецов и гангстеров, дергающих за ниточки малых сих, не то что не желающих - о, нет, еще как желающих, да вот неспособных кусаться, дергающих, говорю, за ниточки и наслаждающихся нашим барахтаньем "за стеклом", за тем самым стеклом, за которым мы с вами, оказывается, кувыркаемся давным-давно - всегда, воображая, что это мы смотрим в ящик, а не он в нас.

Эх, вот ведь штука-то какая выходит - мы "за стеклом" не у Бога, а у продюсеров: богачей, работодателей, руководителей, политиканов...

Отличная драматургия, блестящие актеры, неординарный фильм, успевающий одновременно по делу цитировать классику (от Б. Фосса до Коэнов), плести почти детективную интригу и наглядно демонстрировать нам, над кем же мы, собственно говоря, смеемся. Обязательно посмотрите!

Рецензия: В. Распопин