музыкальная драма Продолжительность: 176 Франция 1981 Режиссер: Клод Лелуш Продюсер: Клод Лелуш Сценарий: Клод Лелуш В ролях: Робер Оссейн, Николь Гарсиа, Джеральдина Чаплин,
Даниэль Ольбрыхский, Жан-Клод Бриали, Фанни Ардан, Ришар Боринже, Джеймс
Каан и др. Музыка: Морис Равель, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Франсис Лей,
Мишель Легран, Оператор: Жан Боффети
23.06.2003
Очень известный, вызвавший многочисленные похвалы критики фильм
патриарха французского кино Клода Лелуша являет собой необычное, в
общем, зрелище, в котором сочетаются мюзикл, семейная мелодрама и
социальная драма, СОЗНАТЕЛЬНО (я подчеркиваю это) выраженные языком
публицистического очерка, стилизованного под дневниковые записи или
мемуары. Жанровый разнобой усугублен обилием действующих лиц,
представляющих разные поколения трех еврейских семей - французской,
американской и советской - сыгранных одними и теми же актерами, и - при
некоторой вялости сюжета, охватывающего временной период с конца 30-х по
начало 80-х гг. ХХ столетия, - слишком большой продолжительностью
картины. Все это приводит к тому, что к середине фильма зритель теряется
среди многочисленных персонажей, не всегда сразу понимает, кто есть кто,
отвлекается на разгадывание загадок происхождения конкретных персонажей
- и, конечно же, утрачивает саму возможность присутствия в тексте,
сопереживания, сострадания героям ленты.
Похоже, однако, что именно такого эффекта Лелуш и добивался -
эффекта отстраненности. Фильм о войне и мире, о неком водоразделе,
который кладет между поколениями Вторая мировая (и она же, как ни
странно, порождает новое общество, новый Париж, где уж в самом деле нет
не эллина, ни иудея, ни вообще наций - есть просто люди), - никак не
кинороман, а скорее свод газетных очерков, как бы опубликованных в
разное время в печати разных стран и републикуемых где-нибудь в
"Фигаро", поскольку центр всех этих историй, главный магнит - Париж,
"Фоли-Бержер".
Все персонажи картины - музыканты, и музыка (танец, песня,
симфония), собственно говоря, истинный главный герой этого текста. Люди,
судьбы, страдания, радости - всё лишь при музыке, для музыки, ради
музыки. Для вечного и бесконечно "Болеро" Равеля, заменяющего
человечеству ХХ века и Бетховена, и Шопена, или, лучше сказать -
вмещающего их в себя. Болеро - круг музыкальный, сценический,
исторический, космический. И ЧТО в таком случае все мы? Лишь меняющиеся
на этом круге танцоры, исполнители, а жизнь наша - кратковременное
участие в вечном Болеро. И кем бы ни были мы, танцоры, - сгинувшими в
газовых камерах Аушвица артистами парижского кабаре, победоносными
американцами-освободителями, исполняющими джазовые импровизации под
голубым небом освобожденного Парижа, беглыми танцовщиками из СССР или
еврейскими матерями, в последней надежде спасти оставившими своих
младенцев на провинциальной привокзальной лавке, - кем бы ни были мы,
танцоры бесконечного Болеро, мы - лишь ноты, из которых это Болеро
складывается. Потому - персонажи, а не герои; но потому же - и
незаменимые. Ибо Болеро - и танец, и музыка, и песня, а из песни слова
не выкинешь.
Не выкинешь из песни слова, из Болеро ноты, из истории человечества
Сталина и Гитлера, из человеческой жизни оставленного ребенка, из
биографии гениального художника - коллаборационизма. Не выкинешь. В этом
наша трагедия, и в том, чтобы сыграть ее, а потом и осознать - смысл
нашей жизни.
Намеренно не рассказываю сюжет - он заданно неоригинален (в мире, -
говорит в начале картины Лелуш, - есть всего лишь два-три сюжета, каждый
раз новых), намеренно не говорю ничего о крупнейших актерах эпохи,
занятых в фильме - все они, даже Робер Оссейн и Даниэль Ольбрыхский, -
статисты, винтики в сталинско-гитлеровской машине, ноты в Болеро. Не
буду оценивать и работу композиторов Ф. Лея и М. Леграна, хореографа М.
Бежара, танцоров, певцов - они, собственно, и вдыхают в ленту жизнь.
Скажу о художнике и операторе: кадр в "Болеро" на уровне полотен великих
живописцев Ренессанса и импрессионизма.
И если не искать в картине привычного, не ждать от нее смеха и слез
мелодрамы, или трагедийного катарсиса, - тогда, действительно, "Болеро"
- шедевр.
Но вспомним о "Кабаре" Боба Фосси, снятом за пять лет до "Болеро",
вспомним о "Бале" Этторе Сколы, вышедшем в 1983-м, - в них есть все, что
есть в фильме Лелуша, плюс тот самый катарсис, то самое присутствие,
нет, властное вживление сочувствующего зрителя в текст, вспомним - и
поразмышляем, уже каждый сам для себя, о том, что же отличает высокое
кино от просто мастерского, а классику - от того, что зачастую
объявляется критикой шедеврами.