Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ЗНАКИ

фантастический триллер
Продолжительность: 102
США 2002
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Продюсер: М. Найт Шьямалан
Сценарий: М. Найт Шьямалан
В ролях: Мел Гибсон, Хоакин Феникс.
Музыка: Джеймс Ньютон Ховард
Оператор: Такс Фьюджимото


02.07.2003

Для начала процитирую аннотацию на коробке кассеты: "Жизнь никогда не баловала фермера Грэма Хесса удивительными событиями... до того дня, когда он увидел, что его кукурузное поле испещрено... гигантскими знаками... Хесс начинает личное расследование, еще не ведая..."

Вроде бы все так. И все - не так.

Главное для Хесса - не крестьянский труд, ведь он - святой отец. Но и это теперь для него не главное. За полгода до зловещих событий, разыгравшихся на его ферме (и во всем мире, конечно же, - мы смотрим голливудское кино!), у Хесса нелепо погибла любимая жена, сбитая машиной соседа, славного индуса, заснувшего за рулем, и батюшка (кстати, отец двух маленьких детей), в одночасье утратив веру, теперь не живет - а изо всех сил выживает, чтобы вырастить ребятишек, старший из которых болен астмой. Хесс с трудом заставляет себя возвращаться в реальность из кошмара тоски, из непрестанных разговоров с призраком жены, с великим трудом общается с детьми и младшим братом, поспешившим ему на помощь после смерти матушки. Герой Мела Гибсона - почти зомби. Такие люди никогда не возвращаются к нормальной жизни, их рана смертельна.

Потому никакого личного расследования Хесс не начинает - он вынужден откликнуться на приказ реальности, которая предлагает ему кошмары, оказывающиеся сильнее тех, что окружают его в последнее время. И только поэтому, а еще потому, что под угрозой оказываются его ребятишки (что там весь мир, что там родной задрипанный городишко, а вместе с ним и все человечество!..) утративший веру святой отец вынужден более-менее адекватно реагировать на вторжение злобных монстров-инопланетян, оккупировавших его поле и всю Землю с тем, чтобы поедать разумную биомассу. Инопланетяне, однако, оказываются вовсе не уэллсовскими непобедимыми чудовищами, они уязвимы, и забаррикадировавшимся в собственном доме взрослым и детям надо продержаться только одну ночь.

Да, героям приходится нелегко, напряжение, нагнетаемое (с помощью прежде всего музыки и операторского искусства) нон-стоп, но по-шьямалановски замедленно, действительно в иных эпизодах заставляет зрителя содрогнуться, однако вряд ли хоть кто-нибудь испугается всерьез или всерьез поверит, что какой-то из четырех персонажей картины значительно пострадает. Так что окончательное заявление авторов аннотации ("Самый тщательно засекреченный проект сезона, фильм демонстрирует отменную режиссуру, непревзойденный саспенс и блестящую игру актеров - все то, что по праву принесло ему неофициальный титул лучшего триллера 2002 года") - не более чем беззастенчивая голословная реклама.

Режиссура как режиссура - не лучше и не хуже, нежели в "Шестом чувстве"; саспенс имеется безусловно, но безусловно же и уступает, например, саспенсу американского"Звонка" (не говоря уж о японском); что же касается игры актеров - да, Гибсон старается сделать своего рода возрастную вариацию того, что он делал в первой части "Смертельного ружия", но, пожалуй, воплотить на экране отчаяние СВЯЩЕННИКА, утратившего вместе со смертью жены ВЕРУ, мировую скорбь выжженной души ему не удается. Хоакин Феникс страется еще больше, и его несколько громилоподобный, но отнюдь не лишенный простых и добрых человеческих чувств персонаж, на мой взгляд, проявляется более естественно. Дети же, увы, чересчур серьезны, я бы сказал, откровенно зомбированны и, следовательно, на настоящих детей не похожи. Дети, даже и пережившие утрату, должны жить - читай играть и радоваться жизни. Так они, во всяком случае, поступают в реальности.

О чем же, в общем, фильм Шьямалана? О мировой катастрофе? Или о чувстве родительского долга, борющемся с отмиранием души? Скорее все же о последнем. Именно эта тема представляется главной, именно она выводит "Знаки" из разряда стандартных фантастических триллеров в область человеческой драмы, именно о ней и стоило бы режиссеру почти не отвлекаясь рассказывать свою историю. Шьямалан же построил короткий, в общем фильм, по принципу "фифти-фифти", пополам вашим и нашим. Получилось в итоге не вашим и не на нашим - наполеоновы заводы, а своды, как у Ивана-печника.

Жаль - проект был и в самом деле интересным, продукт же получился почти исключительно для любителей острых ощущений.

Рецензия: В. Распопин