мюзикл Продолжительность: 88 США, TV 1999 Режиссер: Роб Маршалл Продюсер: Джон Уитмен Сценарий: Ирен Мекки В ролях: Андреа Макардл,
Кэти Бэйтс, Виктор Гарбер, Алан Камминг, Алисия Мортон, Одра Макдоналд,
Кристиан Ченавит и др. Музыка: Чарльз Страус Оператор: Ральф Боуд
02.07.2003
Милейшая рождественская телевизионная история, снятая режиссером и
хореографом Робом Маршаллом по бродвейскому мюзиклу, поставленному ранее
на сцене Майком Николсом. Фильм 4-летней давности выпущен сегодня у нас
на кассетах, разумеется, на волне популярности нового маршалловского
мюзикла "Чикаго". Но "Энни", пожалуй, не только не хуже "Чикаго", а кое
в чем его и превосходит.
Не будем говорить о драматургии - какая драматургия может быть в
оперетте! Как говорил Юлиан Тувим об этом жанре: "Допустим, папа не
узнал дочку, потому что она в новых перчатках". Не будем говорить о
танцах и пении - какая без них оперетта, тем более - что же это будет за
голливудский мюзикл, если в нем нет мелодичных шансонеток и вышколенных
танцоров.
Не будем говорить и о сюжете - какой может быть рождественская
нью-йоркская мелодрама из 20-х гг. прошлого столетия, но одновременно
как бы и из Диккенса, рассказывающая об исполнении желаний маленькой
девочки-сироты, все десять лет жизни угнетаемой толстокожей
детдомоуправительницей Бастиндой и вдруг получившей к Рождеству насовсем
и молодого деда Мороза-миллиардера, и очаровательную мулатку Снегурочку,
и дворец с парой сотен влюбленных в хозяев крепостных, и даже лохматого
верного пса...
Все вышеозначенное наличествует, сияет, сверкает, радует глаз и
ухо, тешит чувствительную душу. Дело не в этом.
Дело в том, что абсолютно все актеры работают идеально, с той
непередаваемой словами точной мерой таланта и вкуса, которая позволяет
им напевая и танцуя одновременно всерьез рассказывать детям и взрослым
сказку и тонко над всем этим действом иронизировать. Ирония, нигде не
выпячиваемая, ощущается тем не менее в каждой улыбке, в каждом жесте, в
каждом танцевальном па. Верх ироничности - появление в финале картины в
качестве раздающего всем сестрам по серьгам суперволшебника в инвалидной
коляске: перед нами, друзья, президент Рузвельт, ва-а-ау!!
Трио блистательных актеров, возглавляемое лучшей, наверное,
голливудской актрисой последнего двадцатилетия Кэти Бэйтс, творит на
экране чудеса. Главное в этой фразе не "чудеса", а "творит". Смотреть за
ними - настоящее удовольствие. Оно, это удовольствие, заставляет забыть
и простить все условности жанра, всю примитивность сюжетной конструкции.
Как импозантен и пластичен кажущийся на первый взгляд неповоротливым
Виктор Гарбер, как в единый миг до неузнаваемости меняется дивный
лицедей Алан Камминг, как грациозно танцует (я уж не говорю - как
играет!) самая нетипичная, почти невозможная в Голливуде (и тем более в
мюзикле) Кэти Бэйтс, между прочим, начинавшая кинематографическую
карьеру лет тридцать назад в первом американском фильме Милоша Формана
"Отрыв" исполнением рок-песни. Тогда она была стройненькой девочкой и
казалась высокой...
А уж дети!.. Дети развлекаются, бузят, плачут и смеются совершенно
так, как они делают это в жизни, только лучше. Малышка Андреа Макардл
(говорят, на самом деле бродвейская звезда), почти не уступая мастерам в
драматическом искусстве, наравне с ними и поет, и танцует.
Замечательное зрелище, искусное, динамичное, яркое, талантливое. Уж
точно ни в чем не уступающее оскароносному "Чикаго". И превосходящее
его, потому что гуманнее, потому что дарит зрителю возможность общения с
детьми (Робу Маршаллу за адову работу с малышней можно при жизни ставить
памятник), наконец, потому что никакие "чикагские" красотки не заменят
нам общения с подлинным женским артистическим дарованием, каковым,
по-моему, обладает нынче в Голливуде одна только Кэти Бэйтс.