Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





СЬЮ

драма
Продолжительность: 88
США 1997
Режиссер: Эймос Коллек
Продюсер: Зак Хабакук, Оснат Шалев
Сценарий: Эймос Коллек
В ролях: Анна Томсон, Мэтью Пауэрс, Тахни Уэлч, Трэйси Эллис Росс, Остин Пендлтон, Мэтью Фабер, Джон Вентимиглиа и др.
Музыка: Чико Фримэн
Оператор: Эд Талавера


02.07.2003

Артхаусная лента, представляющая независимое американское кино. Фильм серьезный, печальный, пессимистический и, по сути, трагический, не имеющий и намека на хэппи энд, не оставляющий иллюзий ни по отношению к настоящему западному обществу (да и обществу вообще), ни по отношению к реальному человеку, каковой по большей части - жертва и этого общества, и собственной сексуальности, и вообще мироздания, в полном соответствии с сентенциями Экклезиаста, являющего человеку лик совершенно равнодушный или - того хуже - бессмысленно враждебный.

Режиссер и драматург Эймос Коллек, пристально изучая каждый психологический нюанс поведения своей героини (очень яркая роль актрисы Анны Томсон), неспешно рассказывает короткую историю последних месяцев жизни одинокой женщины на пятом десятке, однажды осенью, сидя на лавочке нью-йоркского парка, показавшей свою обнаженную грудь старому негру в качестве оплаты за купленную им для нее бутылку газировки, далее в течение полутора часов экранного времени тщетно сопротивляющейся неумолимо подступающей полной нищете, а главное - тотальному одиночеству, даже заброшенности, каковые, несмотря на попытки любовников и доброхотов как-то ей помочь, уже не просто набросило на героиню смертную тень, но как бы априори сделалось ее истинной и тайной сутью, даже какой-то мазохистской страстью. Умирание, человеческое отмирание, неверие в возможность ожить медленно и окончательно осиливает героиню, время от времени пытающуюся встряхнуться с помощью алкоголя и неразборчивых сексуальных связей, но - лишь теряющую в них последние силы и волю к продолжению бытия.

Так и умирает она, на той же скамейке, в тщетном ожидании единственного человека, которому не отдалась и который, по-видимому, казался ей, уже засыпающей последним сном, спасителем. Лишь казался...

Судьба несчастной жертвы экзистенциального одиночества вызывает жалость к ней, но, кроме того, подталкивает к невеселому и нелицеприятному для героини выводу: ни самооплакивание, ни гордыня нищеты, ни секс, ни алкоголь, ни иллюзии насчет благородства неведомого помощника - ничто не спасет испугавшегося, сдавшегося человека, человека, не способного вступить, пусть и в заведомо обреченный, но единственно делающий нашу жизнь осмысленной, смертельный бой с бытием. Бой, на который, между прочим, способны не только сильные люди, но и натуры слабые, пессимистичные, маргинальные.

Этот вывод не кажется мне случайным витком индивидуальной критической мысли, но представляется безусловно спровоцированным всем ходом удивительно совершенной картины Эймоса Коллека, ее спотыкающимся ритмом замирающего сердцебиения, ее печальной, почти реквиемной музыкой, которая, как всякий траурный марш, призывает живущих к жизни, то есть к сопротивлению "memento mori", ее, несмотря на драматическое содержание, светлой операторской работой и на редкость глубоким, точным, я бы сказал - по-европейски отточенным мастерством всех без исключения актеров.

Высокий, лирический, философский, со всей очевидностью авторский фильм для взрослых зрителей, может быть, лучший американский фильм последнего десятилетия.

Рецензия: В. Распопин