Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОВЕСТИ БЕЛКИНА: ВЫСТРЕЛ (Т/СП)

Драма
Продолжительность: 68
СССР 1981
Режиссер: П. Фоменко
Продюсер:
Сценарий: П. Фоменко (по повести А.С. Пушкина)
В ролях: А. Эйбоженко, Л. Филатов, О. Янковский, С. Маковецкий, Н. Трофимов, Н. Волшанинова
Музыка:
Оператор: Б. Лазарев


25.07.2002

На удивление слабая работа Петра Фоменко. Какой-либо эстетической, а тем более содержательной необходимости в этой инсценировке пушкинской новеллы вашему рецензенту при всем желании усмотреть не удалось. Если же учесть, что в нашем кинематографе за десяток лет до того была осуществлена практически идеальная экранизация 'Выстрела' (может быть, вообще самый лучший фильм по Пушкину), то этот экзерсис кажется и вовсе бессмысленным.

Судите сами: в течение часа под непрекращающееся хоровое распевание не самого лучшего пушкинского стиха известные отечественные актеры принимают грациозные позы балерунов, замирают в них, позируют и красуются, тогда как за кадром их отдельно живущие голоса рассказывают собравшимся у экранов зрителям (нам) давно известную историю про хитросплетения чести и мести, про то, что 'пистолет требует каждодневного упражнения', про простреленную фуражку и браваду с черешневыми косточками под 'роковым стволом' Лепажа. Небритая физиономия Филатова (Сильвио) сменяется сладковатым в кудряшках личиком Янковского (Его сиятельство), та, в свою очередь и надолго, - задумчиво-благородным ликом философствующего Эйбоженко (Белкин. Это Белкин-то - благородный философ!..), на смену коему выплывают то заплаканная улыбка в локонах Волшаниновой (жена Его сиятельства), то какая-то гоголевская рожа Кузьки, слуги Сильвио, не то полудурка, не то инвалида. Но ярчайший перл - поведение юного офицерика, вызвавшего Сильвио на дуэль и не получившего удовлетворения. Его бессловесная пантомима отчаянного труса очень выразительна и могла бы оживить всю постановку, когда была бы из этой оперы.

Вообще, если уж для чего-то это действо поставлено, то, похоже, лишь для того, чтобы сказать, какая это гадость - дуэль, как ее в пушкинские времена все дворяне-офицеры трепетали и потели крупным потом от одной лишь мысли, что таковая может случиться лично с ними. Возможно, идея Фоменко сама по себе и гуманная, только вот ни к пушкинскому тексту, ни к самому Александру Сергеевичу решительно никакого отношения не имеющая. Противная ему, я бы сказал.

Чем закончить? Естественно, сожалением. От Пушкина-то, конечно, не убудет, а вот хороших актеров жаль, как жаль и вполне приличного режиссера, то ли попавшего в плен обаятельной, но в данном случае нелепой идеи, то ли получившего заказ от ЦТ, которого не ждал и не сумел осуществить.

Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин