Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу


Как строят каркасные дома по канадской технологии домаизсиппанелей.рф.


МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ

мюзикл
Продолжительность: 166
США 1964
Режиссер: Джордж Кьюкор
Продюсер: Джек Л. Уорнер
Сценарий: Элан Джей Лернер (по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион")
В ролях: Одри Хепбёрн, Рекс Харрисон, Стэнли Холлоуэй, Уилфрид Хайд-Уайт, Глэдис Купер, Джереми Брэтт, Теодор Байкел и др.
Музыка: Фредерик Лоу
Оператор:


06.08.2003

Кто такой Пигмалион, знают все. Если кто не знает - сообщу: мифологический древнегреческий скульптор, по воображению (или, может, с образа приснившейся богини - грек как-никак!) сваявший статую прекрасной женщины, названной им Галатеей, да влюбившийся в предмет собственного изготовления так, что ни о каких других соплеменницах (а равно и о соплеменниках - опять же грек!) и помыслить не хотел. Что прикажете делать богам? Правильно - оживили статую, а то ведь помрет болезный и никого из них больше не сваяет, хоть каждую ночь снись ему понапрасну.

Тему, таким образом, следует формулировать как Художник и модель. Тема, стало быть, древняя, но всегда современная. А раз современная, то, значит, трактовать ее вполне позволительно не только в высоком штиле, но и с хитрым прищуром глаз. Что и сделал великий английский сатирик второй половины XIX - первой половины ХХ вв., драматург Бернард Шоу.

А что он сделал?

Он сочинил пьесу "Пигмалион", так сказать, отослав понимающего к теме, поднятой в незапамятные времена (и, значит, предложив ему еще раз поразмыслить над многовековой культурной, социальной и психологической проблематикой), но пьеса эта повествовала о проблемах современного Шоу общества. Никаких, конечно, богов, да и скульпторов со скульптурами тоже никаких.

Лондон начала ХХ столетия, кэбы вперемешку с авто, но кэбов больше, дамы метут улицы платьями, джентльмены не оббивают вареные яйца с тупого конца ложечкой, а срезают скорлупу ножом...

Два средних лет господина, прогуливаясь по периферийным кварталам, наблюдают отчаянную девчонку-тараторку, торгующую на базаре цветами. "Вы только послушайте, полковник, КАК она говорит!" - заявляет один другому. Говорящий - профессор-лингвист и слушающий - отставной военный, оба - убежденные, типичные, лондонские холостяки. Они заключают пари, согласно которому профессор за небольшой срок научит симпатичную неумытую девчонку, оказавшуюся дочерью мусорщика, разговаривать и вести себя как настоящая леди.

Далее у Шоу профессор, измучившись сам и измучив героиню, пари выигрывает, но, как и должно быть в пьесе под названием "Пигмалион", холостяцкую свою жизнь проигрывает, сам успев и Галатею свою заставив вдоволь поиздеваться над чопорными глупыми господами из высшего света и не менее господ чопорными и глупыми "слугами" из народа. Заодно, впрочем, посмеяшись над самим собой - он ведь тоже по-своему чопорный господин, хоть и ведет себя как белая ворона.

Итак, сатира на нравы. А кроме того, пьеса Б. Шоу содержит в себе еще и отменную мелодраму. Эта-то мелодраматическая линия "Пигмалиона" стала драматургической основой мюзикла американского композитора Фредерика Лоу "Моя прекрасная леди", многие годы с аншлагом шедшего на Бродвее, равно как неменьшей популярностью пользовался и другой мюзикл Лоу - "Камелот".

В 1964 г. успешный голливудский режиссер Джордж Кьюкор, знаменитый более всего тем, что умел как мало кто другой открывать молодые актерские дарования (главным образом среди прекрасного пола), экранизировал популярный спектакль. Фильм, в кинематографическом плане ничего особенно интересного не являющий, стал тем не менее классикой благодаря участию в нем очень талантливой и еще больше обаятельной звезды экрана Одри Хепбёрн и - в данном случае - мало в чем уступившему ей Рексу Харрисону. Не забудем, конечно же, и о не утратившей до сих пор заслуженной популярности музыке, замечательно мелодичной музыке Ф. Лоу.

Но главное, конечно, - игра Одри Хепбёрн. Она как бы и не играет свою влюбленную Золушку, а живет на экране. За ней очень интересно наблюдать. Можно даже отключить звук и лишить себя удовольствия слушать прелестные мелодии и - удовольствия сомнительного - не слишком умные пикировки персонажей (от реплик героев пьесы Шоу они очень далеки!) - просто смотреть за тем, как живет актриса - глазами, губами, жестами: то грубыми, простецкими, бесшабашными, то непонимающе-неповоротливыми - как у нерадивых школьников, то вдруг грациозными, изящными, волшебно-пластичными, как балерина...

В конце 90-х гг. американцы перевели старую целлулоидную ленту на видеоносители и подарили ей тем самым вторую жизнь. Тогда же, в конце 90-х, компания "Премьер В-Ф" выпустила кассету в России. Если кто-то этот фильм еще не видел - посмотрите, друзья, а потом, конечно же, обязательно прочтите пьесу Шоу. И то и другое запомнится вам, мюзикл обогатит эмоционально, пьеса же - интеллектуально. А духовное, да и душевное богатство дорогого стоит.

Рецензия: В. Распопин