Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




БЕССОННИЦА

полицейский триллер
Продолжительность: 113
США 2002
Режиссер: Кристофер Нолан
Продюсер: Пол Дж. Уитт, Эд Макдоннелл
Сценарий: Хилари Сейц
В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк, Мора Тирни, Мартин Донован, Никки Кэтт, Пол Дули и др.
Музыка: Дэвид Джулиан
Оператор: Уолли Пфистер


06.08.2003

Картина из добротных, но несколько натужных и скучноватых, как всегда бывает в Голливуде, когда из банального триллера авторы пытаются вытянуть драму. В результате до драмы не дотягивают - не тот материал, а криминальную историю затягивают - сюжет, как правило, весьма и весьма изъезженный, этакой раскрутки не выдерживает, а картина в прокате если не проваливается, то быстро утрачивает популярность, несмотря даже и на участие в ней звезд первой величины. И в любом случае подобный фильм - на один просмотр.

"Бессонница" Кристофера Нолана, замечательная в плане операторской работы (летние панорамы Аляски вполне хороши сами по себе, без всяких сыщиков-разбойников... и еще, читатель: когда о женщине говорят, что у нее красивые глаза...), любопытна, кроме того, и тем, что объединила двух первостепенных голливудских актеров, ранее, кажется, в одном фильме не встречавшихся. Роли антагонистов сыщика и разбойника, на поверку выходящих почти что товарищами по несчастью, сыграли соответственно Аль Пачино и Робин Уильямс. Здорово сыграли, ничего не скажешь, только вот играть им было нечего.

Пачино - лос-анджелесский следователь из убойного отдела, подставленный мафией и находящийся, можно сказать, под следствием, забрасывается тем не менее (или как раз потому) в помощь аляскинским копам, расследующим дело об убийстве местной школьницы. Он мучается размышлениями, как сколько-нибудь достойно спасти шкуру и репутацию, мучается бессонницей из-за предпенсионного возраста, обострившейся вследствие резкой смены часовых поясов, наконец мучается совестью, потому что ненамеренно застрелил своего молодого напарника, который, вообще-то, вполне достоин пули, потому что именно он и подставил героя.

Уильямс - убийца девушки, тоже, кажется, вполне достойной быть убитой (я не открываю никаких тайн - "Бессонница" никак не детектив, а триллер, да и триллер-то не единожды виденный и на непредсказуемость не претендующий), - немолодой и, видать, не шибко прославленный сочинитель, тоже мучается: неудовлетворенным честолюбием, переходным возрастом и, надо полагать, глубоко скрытой склонностью к садизму и педофилии.

Третий мучающийся персонаж картины - молодая копша (Х. Суонк), только что с учебной скамьи, защитившая диплом на основе лучших дел персонажа Пачино. Она мучается потому, что партнеры по "цеху" - мужики, и ей не шибко доверяют, а также потому, что она их обязательно умнее (пресловутая голливудская политкорректность), наконец, потому что в два счета вычисляет, что убил напарника сам ее производственный кумир, а объявить об этом народу она то ли не хочет, то ли не может, то ли не решается.

Все второстепенные персонажи картины тоже мучаются - кто чем. Поэтому, вероятно, мы и должны счесть "Бессонницу" драмой. А также потому еще, что Пачино и Уильямс мучаются с претензией на социальную критику: подгнило, блин, что-то в датском королевстве, а что - сами не поймем, но определенно подгнило - пахнет так, что "не заснуть мне снова, не заснуть": то ли крыса в подполе сдохла, то ли матка не сегодня-завтра на голову обрушится.

Вот так они все мучаются (Пачино и особенно Уильмс, по-моему, неожиданно даже для самого себя переигравший крестного отца всех времен и народов, - разумеется талантливо и зрелищно) часа полтора, после чего начинают отчаянно носиться взад-вперед по пленэрам Аляски, невзирая на почтенный возраст и не разбирая, где вода, где суша, палить из табельного и охотничьего оружия и мордовать друга чем под руку попадет.

Надо ли рассказывать, кто победил капитана Крюка?

Рецензия: В. Распопин