драма Продолжительность: 125 США 2002 Режиссер: Александер Пейн Продюсер: Гэри Джеймс, Майк Безман Сценарий: Александер Пейн, Джим Тэйлор
(по роману Л. Бэгли) В ролях: Джек Николсон, Кэти Бэйтс,
Хоуи Дэвис, Дермот Малруни, Конни Рэй, Ховард Хессман и др. Музыка: Рольфи Кент Оператор: Джеймс Гленнон
06.08.2003
Жил-был хороший финансист Шмидт. Хорошо жил. А потом его отправили
на пенсию, проводили как должно с тостами и спичами и оставили отдыхать,
чего делать он решительно не умел.
Жила-была у финансиста жена, миссис Шмидт, скромная милая пожилая
домохозяйка. А потом ее мужа, Шмидта, отправили на пенсию и скоро она
среди полного здоровья умерла от инсульта, пылесося ковер на полу.
Жила-была финансистова дочь, своевольная компьютерщица, как
водится, жила она вдали от стариков, в другом городе, тоже ничего себе,
хорошую работу имела и в последнее время даже нашла жениха.
Такова экспозиция, честное слово, друзья, первой некриминальной
голливудской драмы, настоящей драмы, которую я видел если не вообще, то,
по крайней мере, в последние десять лет.
Оставшись один, Шмидт прошел всю амплитуду метаний выброшенного на
обочину жизни отживающего человека, совершил путешествие в собственное
детство и несколько нероковых, но психологически и философски важных
ошибок, встретил нескольких старых знакомых и вовсе незнакомых людей, в
которых заглянул, как в самого себя, и самого себя в них увидел, а в
итоге этого своего последнего путешествия к самому себе герой в какой-то
мере постиг смысл жизни и в горьких очищающих душу слезах примирился с
судьбой.
Об этом - фильм А. Пейна, в этом - вечная драма жизни и настоящего
искусства.
"О Шмидте" - фильм практически для одного актера: Джек Николсон,
единожды надев и почти ни на миг не снимая маску бесстрастия, нет,
окаменения, царит в одиночку (ну, почти в одиночку - блистательная Кэти
Бэйтс в своем эпизоде, правильнее сказать - роли второго плана без
видимых усилий ему соответствует), причем именно царит - живет в роли,
страдает, а не красиво позирует, как во всех почти последних его
бенефисных видовых картинах, или фильмах, где он появляется на пять
минут в качестве свадебного генерала.
"О Шмидте" - высший пилотаж работы режиссера и сценаристов: это и
очень удачная адаптация литературного произведения, и захватывающая
"скучная" (в чеховском смысле) история, и фильм-монолог человека из
массы, и дневник "лишнего человека", причем дневник - в прямом смысле,
ибо картина построена как исповедь героя Джека Николсона, еще при жизни
жены от бессмысленности существования затеявшего сделаться отцом по
переписке маленькому африканскому мальчику-сироте, перед которым он
письменно и исповедуется.
"О Шмидте" - драма в чистом виде, картина задумывалась именно как
драма, социальная и психологическая, как драма она исполнена, идеально
во всех нюансах. То есть и в плане драматургическом -
полубытовое-полужитийное, вполне символическое странствие вынужденного
переоценить мироустройство, самого себя и смысл бытия состарившегося
маленького человека, мнившего себя большим, иными словами последний,
истинный путь души человеческой, еще не отделившейся от человеческого
тела; и в плане психологическом - рождение личности перед смертью
человека; и в плане социальном - что они, "все наши подлости и мелкие
злодейства", все службы и службишки, все деяния и брыкания, гордыни и
предубеждения перед лицом вечности, в которую все уйдем, но мало кто
войдет; и в плане художественном - печальна участь человеческая вообще,
данная - конкретно, а участь гениально сыгранных Джеком Николсоном и
Кэти Бэйтс стариков - одновременно в высшей степени типична и
символична; и, наконец, в плане собственно кинематографическом - "О
Шмидте" есть, по-моему, не что иное как адекватная по художественному
мастерству команды создателей картины вариация на тему культового фильма
70-х "Беспечный ездок". Точнее не вариация - а прямое его продолжение,
так сказать, беспечный ездок сорок лет спустя.
В самом деле, таковы они и стали теперь в массе своей, наши
правильные, пристойно-достойные отцы, а ваши, мой юный читатель, деды,
когда-то в одной половине земного шара, закатив до колен широкие штанины
и закатав рукава поверх накачанных в армии бицепсов, осваивавшие целину,
в другой - прикрыв чресла собственной прической и покуривая марихуану,
протестующие на пляжах и рок-тусовках против буржуазных нравов. Такими
они стали теперь, герои и просто люди 50-х - 60-х. Такими становимся мы.
Такими когда-то предстоит стать вам. Всем, кто доживет, кто перенесет
обязательные утраты и прощания (ибо жизнь - гораздо больше мужество
перед лицом неизбежных потерь, чем радость от отнюдь необязательных
обретений), кто выдержит непременную - и всегда единственную, главную,
смертельную встречу - с самим собой.
Об этом прекрасная, почти невозможная в сегодняшнем Голливуде (да и
не только в Голливуде) реалистическая драма А. Пейна, да, конечно,
политкорректно отмеченная киноакадемией, но и без труда обойденная
внешне блестящим, а по сути, как обычно, фантастическим то бишь
типичным, стандартным, одноразовым мюзиклом "Чикаго"...